Память 20 июля / 2 августа, 5/18 сентября
Святой прмч. Афанасий родился около 1597 г. в благочестивой семье Филипповичей в Бресте.
В молодые годы он некоторое время преподавал в домах шляхты, в том числе у канцлера литовского Льва Сапеги. Но вскоре удалился в Виленский Свято-Духов монастырь, где в 1627 г. принял иноческий постриг от игумена Иосифа. Отсюда преподобный Афанасий был послан на послушание сначала в Кутеинский монастырь под Оршей, а затем – в Межигорский около Киева. Из Межигорья преподобный Афанасий вновь вызван в Вильну и посвящен в сан иеромонаха, а затем назначен наместником Дубойской обители под Пинском. Через три года, в 1636 г., обитель оказалась в ведении иезуитов; преподобный Афанасий был переведен на послушание в Купятичский монастырь.
В 1640 г. прп. Афанасий был назначен игуменом Симеонова монастыря в Бресте. Прибыв в Брест на игуменство, преподобный прежде всего разыскал старые грамоты, епископские и королевские, которыми утверждались права и преимущества вверенного ему монастыря. Найдя в грамотах, что «уния со старым Римом, принятая вопреки законам Восточной Церкви, проклята навеки», преподобный Афанасий стал открыто в храме и других местах говорить об этом.
Св. Афанасий неоднократно ездил в Варшаву, чтобы обратиться к польскому королю и сейму с увещеваниями и требованием защитить права православных, излагая все притеснения и обиды, чинимые иезуитами и униатами. К смелым обличениям подвижника отнеслись с явным неудовольствием и отправили его на суд к Киевскому митр. Петру Могиле.
В Киеве преподобный был оправдан и по просьбе братии Брестского монастыря вновь восстановлен в игуменском достоинстве. По возвращении в Брест преподобный Афанасий всецело отдался монашеским подвигам. Уединенная жизнь иноков постоянно нарушалась нападениями на монастырь, издевательствами, насмешками и прочими притеснениями.
В ноябре 1644 г. он был взят под стражу, отвезен в Варшаву, закован в кандалы и так содержался более года. В заключении прп. Афанасий написал молитвословие, которое распевал для утоления душевной боли: «Пошли покой Церкви Своей, Христе Боже! Не знаю, может ли кто из нас терпеть дальше! Дай нам помощь в печали, чтобы мы всецело отдались вере святой, непорочной». Из тюрьмы преподобный Афанасий написал королю Владиславу IV три послания с просьбой защитить Православную Церковь в Великом княжестве.
Исполняя повеление короля, митрополит Петр Могила оставил брестского игумена в Киево-Печерском
монастыре. Во время пребывания в Киево-Печерской Лавре святой Афанасий создал одно из известных своих произведений – «Дневник» («Диариуш»), в котором обличается уния, описана напряженная борьба православного народа против римо-католической экспансии.
В 1648 г. его вновь арестовали по ложному обвинению в помощи восставшим казакам. Когда обвинение не подтвердилось, судьи спросили преподобного: «Ты проклинаешь унию?» «Да, – ответил прп. Афанасий, – потому что она и есть проклята». Этого было достаточно для тех, кто жаждал крови брестского игумена. Иезуиты, зная, что он осужден на смерть, подослали к нему своего человека, пытавшегося убедить его не губить себя. Но страдалец за истину ответил: «Путь иезуиты знают, что как им приятно пребывать в прелестях мира сего, так мне приятно пойти теперь на смерть».
В ночь на 5 сентября 1648 г. гайдуки повели преподобного Афанасия в сосновый бор возле деревни Гершановичи. Там они заставили его вырыть себе яму, а потом, пытая раскаленным железом, принуждали отказаться от слов, произнесенных игуменом против унии и католицизма. Святой подвижник ответил палачам: «Что я сказал, то я сказал, и с тем умираю». После этих слов одному из прослезившихся гайдуков приказали расстрелять прп. Афанасия. Потрясенный мужеством и стойкостью игумена, гайдук просил у него прощения. Получив благословение, он выстрелил. Гайдуки поспешили втолкнуть еще живого мученика в яму, в которой воин за веру Христову повернулся лицом кверху, сложил руки крестообразно и предал душу Господу.
В течение восьми месяцев тело страдальца за Православие, засыпанное землей, лежало в неизвестности без церковного чина погребения. Только в мае 1649 г. иноки перенесли нетленное тело игумена в свой монастырь и с честью погребли у правого клироса в главном храме монастыря в честь св. Симеона Столпника.
Преподобный Афанасий был признан чтимым святым вскоре после своей мученической кончины. В 1666 г. в Бресте было составлено житие на польском языке, в котором игумен Афанасий называется «святым и преподобномучеником». В 1816 г. во время пожара в Брестском Симеоновском монастыре, деревянный монастырский храм сгорел, а медная гробница, в которой хранились мощи святого, расплавилась.
Частицы святых мощей преподобномученика Афанасия, уцелевшие в пламени пожара, были помещены в ковчег и поставлены для всенародного поклонения. Богу было угодно даровать им чудотворную силу, о чем свидетельствуют многочисленные чудеса и исцеления. Во время Первой мировой войны мощи были вывезены во Францию, а в 1995 г. частица мощей была возвращена в Брест.
Тропарь преподобномученика Афанасия Брестского
глас 2
Блажен еси, отче наш Афанасие, / яко верно пожил еси, стоя бодренно за святую Православную веру, / со умилением присно поя неседальное Пречистей, / заповедуя никомуже нарушати Православныя веры святыя, / пострадав за свидетельство истины даже до смерти. / Мы же, чтуще святыню твою, / со дерзновением взываем ти: / отче наш, преподобномучениче Афанасие, / похвало и украшение наше.
Молитва преподобномученику Афанасию Брестскому
О великий угодниче Христов, святый преподобномучениче Афанасие! К тебе мы, грешнии и смиреннии, яко к теплому нашему заступнику и скорому помощнику, молитвенно прибегаем и из глубины сердца взываем: призри на ны скоро и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас грешных по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по великой Своей милости. Охрани нас своим заступлением от облежащаго ны суемудрия и неправоверия и, яко пастырь добрый, упаси заблудшия овцы стада Христова и во дворы Господни сия всели. Огради нас от соблазнов, ересей и расколов и настави твердо в вере православней подвизатися. Потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да ниспослет нам тихое и богоугодное житие, уврачует Своею благодатию наша болезни душевныя и телесныя, согреет наша сердца любовию друг ко другу и сотворит ны братолюбны и единомысленны. Испроси такожде у Господа и всего потребнаго для жития нашего телеснаго: земли плодородия, благорастворения воздухов и мирнаго устроения. Страну нашу, веси и грады охрани молитвами твоими от огня, потопа, труса, вражескаго нашествия и внутренних нестроений. Егда же приспеет час кончины нашея, утверди в нас память смертную, да и мы в истиннем покаянии и чистем сведении совести нашея представше ко Господу, сподобимся деснаго стояния и со всеми святыми воспоем славу Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.