Содержание:

  1. Огласительные беседы
  2. Смысл Таинства
  3. Подготовка и часто задаваемые вопрос

Огласительные беседы

Желающим принять Таинство Венчания необходимо пройти курс огласительных бесед, во время которых слушатели будут ознакомлены со значением и целью совершения Таинств, порядком проведения богослужения, будет возможность задать интересующие Вас вопросы о Таинствах.
Беседы проходят в групповом формате каждый четверг и пятницу в 18:00.

При желании есть возможность пройти собеседования индивидуально. Контактный номер: +375-29-378-94-00

Беседы проходят в соборном доме Свято-Духова кафедрального собора (Кирилла и Мефодия, 3)

 

Смысл Таинства

 

Любовь между мужчиной и женщиной является одной из важных тем библейского благовестия. Как говорит Сам Бог в Книге Бытия, «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24). Важно отметить, что брак установлен Богом в раю, то есть он не является последствием грехопадения. Библия повествует о супружеских парах, на которых было особое благословение Божье, выразившееся в умножении их потомства: Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль. Любовь воспевается в Песне Песней Соломона – книге, которая, несмотря на все аллегорические и мистические интерпретации Святых Отцов, не утрачивает своего буквального смысла.

Первым чудом Христа было претворение воды в вино на браке в Кане Галилейской, что понимается святоотеческой традицией как благословение брачного союза: «Мы утверждаем, – говорит святитель Кирилл Александрийский, – что Он (Христос) благословил брак в соответствии с домостроительством, по которому Он стал человеком и пошел… на брачный пир в Кане Галилейской (Ин. 2:1–11)».

Картинки по запросу "венчание"

Истории известны секты (монтанизм, манихейство и др.), отвергавшие брак как якобы противоречащий аскетическим идеалам христианства. Даже в наше время приходится иногда услышать мнение, будто христианство гнушается браком и «допускает» брачный союз мужчины и женщины только из «снисхождения к немощам плоти». Насколько это неверно, можно судить хотя бы по следующим высказываниям священномученика Мефодия Патарского (IV в.), который в своем трактате, посвященном девству, дает богословское обоснование деторождения как следствия брака: «…Необходимо, чтобы человек… действовал по образу Божию… ибо сказано: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28). И не следует гнушаться определением Творца, вследствие которого мы и сами стали существовать. Началом рождения людей служит ввержение семени в недра женской утробы, чтобы кость от костей и плоть от плоти, быв восприняты невидимою силою, снова были образованы в другого человека тем же Художником… На это, может быть, указывает и сонное исступление, наведенное на первозданного (ср. Быт. 2:21), предызображая наслаждение мужа при сообщении (с женой), когда он в жажде деторождения приходит в исступление (ekstasis – «экстаз»), расслабляясь снотворными удовольствиями деторождения, чтобы нечто, отторгшееся от костей и плоти его, снова образовалось… в другого человека… Поэтому справедливо сказано, что человек оставляет отца и матерь, как забывающий внезапно обо всем в то время, когда он, соединившись с женою объятиями любви, делается участником плодотворения, предоставляя Божественному Создателю взять у него ребро, чтобы из сына сделаться самому отцом. Итак, если и теперь Бог образует человека, то не дерзко ли отвращаться деторождения, которое не стыдится совершать сам Вседержитель Своими чистыми руками?» Как утверждает далее святой Мефодий, когда мужчины «ввергают семя в естественные женские проходы», оно делается «причастным божественной творческой силе».

Таким образом, супружеское общение рассматривается как богоустановленное творческое действие, совершаемое «по образу Божию». Более того, половой акт является путем, которым творит Бог-Художник.  Хотя такие мысли встречаются редко у Отцов Церкви (которые почти все были монахами и потому мало интересовались подобной тематикой), их нельзя обойти молчанием при изложении христианского понимания брака. Осуждая «плотскую похоть», гедонизм, ведущие к половой распущенности и противоестественным порокам (ср. Рим. 1:26–27; 1Кор. 6и др.), христианство благословляет половое общение между мужчиной и женщиной в рамках брачного союза.

В браке происходит преображение человека, преодоление одиночества и замкнутости, расширение, восполнение и завершение его личности. Протоиерей Иоанн Мейендорф так определяет сущность христианского брака: «Христианин призван – уже в этом мире – иметь опыт новой жизни, стать гражданином Царства; и это возможно для него в браке. Таким образом брак перестает быть только лишь удовлетворением временных естественных побуждений. Брак – это уникальный союз двух существ в любви, двух существ, которые могут превзойти свою собственную человеческую природу и быть соединенными не только «друг с другом», но и «во Христе»».

Другой выдающийся русский пастырь, священник Александр Ельчанинов говорит о браке как о «посвящении», «мистерии», в которой происходит «полное изменение человека, расширение его личности, новые глаза, новое ощущение жизни, рождение через него в мир в новой полноте». В союзе любви двух людей происходит как раскрытие личности каждого из них, так и возникновение плода любви – ребенка, превращающего двоицу в троицу: «…В браке возможно полное познание человека – чудо ощущения, осязания, видения чужой личности… До брака человек скользит над жизнью, наблюдает ее со стороны, и только в браке погружается в жизнь, входя в нее через другую личность. Это наслаждение настоящим познанием и настоящей жизнью дает то чувство завершенной полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее. И эта полнота еще углубляется с возникновением из нас, слитых и примиренных – третьего, нашего ребенка».

Придавая такое исключительно высокое значение браку, Церковь отрицательно относится к разводу, а также второму или третьему браку, если последние не вызваны особыми обстоятельствами, как, например, нарушением супружеской верности той или другой стороной. Такое отношение основано на учении Христа, Который не признавал ветхозаветных установлений касательно развода (ср. Мф. 19:7–9Мк. 10:11–12Лк. 16:18), за одним исключением – развода по «вине любодеяния» (Мф. 5:32). В последнем случае, а также в случае смерти одного из супругов или в других исключительных случаях Церковь благословляет второй и третий брак.

В раннехристианской Церкви не существовало особого чина венчания: муж и жена приходили к епископу и получали его благословение, после чего вдвоем причащались за Литургией Святых Христовых Таин. Эта связь с Евхаристией прослеживается и в современном чинопоследовании таинства Брака, начинающегося литургическим возгласом «Благословенно Царство» и включающего в себя многие молитвы из чина Литургии, чтение Апостола и Евангелия, символическую общую чашу вина.

Венчание предваряется обручением, во время которого жених и невеста должны засвидетельствовать добровольный характер своего вступления в брак и обменяться кольцами.

Само венчание происходит в церкви, как правило, после Литургии. На брачующихся во время таинства возлагаются венцы, которые являются символом царства: каждая семья есть малая церковь. Но венец также и символ мученичества, потому что брак – не только радость первых месяцев после свадьбы, но и совместное несение всех последующих скорбей и страданий – того ежедневного креста, тяжесть которого в браке ложится на двоих. В век, когда распад семьи стал обычным явлением и при первых же трудностях и испытаниях супруги готовы предать друг друга и разорвать свой союз, это возложение мученических венцов служит напоминанием о том, что брак только тогда будет прочным, когда он основан не на сиюминутной и скоропреходящей страсти, а на готовности отдать жизнь за другого. И семья бывает домом, построенным на твердом основании, а не на песке, только в том случае, если ее краеугольным камнем становится Сам Христос. О страдании и кресте напоминает также тропарь «Святии мученицы», который поется во время троекратного обхождения жениха и невесты вокруг аналоя.

Во время венчания читается евангельский рассказ о браке в Кане Галилейской. Этим чтением подчеркивается незримое присутствие Христа на всяком христианском браке и благословение самим Богом брачного союза. В браке должно совершиться чудо преложения «воды», т.е. будней земной жизни, в «вино» –  пир любви одного человека к другому.

Подготовка и часто задаваемые вопрос

 

Для совершения таинства Венчания нужно иметь:

  • икону Спасителя;
  • икону Божией Матери;
  • обручальные кольца;
  • венчальные свечи (продаются в храме);
  • белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

 

Как проходит венчание в церкви?

Есть определенное чинопоследование венчания, которое совершается над теми, кто желает вступить в брак. Оно условно состоит из трех частей. Первая – обручение. Вторая – венчание, то есть, собственно, то что происходит в церкви. И последнее — трапеза, тоже важная часть венчания, застолье, где молодые разделяют радость бракосочетания со всеми, кого пригласили.

 

Таинство Венчания невозможно при:

  • кровном или духовном родстве* жениха и невесты;
  • исповедании одним из супругов нехристианской религии;
  • вступлении в брак более, чем третий раз.

 

Также препятствием к совершению Таинства Венчания являются:

  • отрицание Православия (один из супругов называет себя атеистом);
  • пребывание одного из желающих обвенчаться в браке с другим человеком;
  • обет безбрачия, данный ранее при монашеском постриге одним из желающих обвенчаться.

* духовное родство – не может жениться на женщине крестный отец ее ребенка, а также выйти замуж за мужчину крестная мать его ребенка.

 

Как заказать венчание в храме?

Чтобы заказать венчание в храме, надо заранее подойти к священнику, обговорить день, в который вы бы хотели венчаться. Венчаться можно не в любой день церковного года – есть определенные дни, когда в храмах не венчают. Это постные дни; вторник, четверг, суббота на неделе.

Также священник расскажет вам о традициях конкретно того храма, куда вы пришли. Необходимо заранее договориться о личной беседе со священником.

 

Как исповедоваться перед венчанием?

Исповедь перед венчанием – такая же, как любая другая. Она должна быть глубокой, всеобъемлющей и искренней. Подходите к ней с такой же ответственностью и верой, как вы делаете это обычно.

 

Как выбрать церковь для венчания?

По традиции, венчаются на своих приходах. Венчание – Таинство, в котором участвует весь ваш приход, которому радуются все, кто обычно молится с вами за Литургией и причащается с вами из одной Чаши.

Можно венчаться в приходе жениха или невесты – по выбору пары. А вот модная сейчас традиция поехать венчаться куда-нибудь, к примеру, на Кипр – сугубо светская.

 

Как расторгнуть венчание?

Венчание нельзя расторгнуть. Можно получить благословение на повторный брак, на повторное венчание. Но первое при этом не расторгается, не теряет силу как Таинство. «Развенчания» не бывает.

Это трагедия для людей, это трагедия для Церкви, когда семья вдруг перестает быть одним целым. Все мы понимаем, что в жизни бывают совершенно разные обстоятельства, порой непредсказуемые. Бывает так, что семья распадается и распадается венчанный брак. Поэтому в церковной практике появилось такое явление, как «снятие церковного благословения». Это процедура, которая даёт людям право венчаться повторно. Но повторное венчание отличается от первого.

 

Можно ли венчаться второй или третий раз?

Церковь допускает такое венчание только по сугубому благословению правящего архиерея той местности, где пара собирается венчаться.

Благословение можно получить, если вы предоставите убедительные аргументы для правящего архиерея.

Можно ли венчаться до свадьбы, то есть до регистрации брака в ЗАГСе?

В современной практике венчание совершается после государственной регистрации брака. Если человек не может взять на себя юридическую ответственность за другого человека – перед лицом государства, перед лицом общества, тогда о какой духовной ответственности можно говорить?

 

Можно ли венчаться беременной?

Да, конечно, женщина может венчаться беременной. Никаких канонических препятствий для этого в Русской Православной Церкви не существует.