СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ АНТОНИЕ, ИОАННЕ И ЕВСТАФИЕ,

МОЛИТЕ БОГА О НАС

 Святые мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские (в язычестве – Нежило, Круглец и Кумец) (+ 1347), были придворными великого князя Литовского Ольгерда.

 

фф

Родные братья Антоний и Иоанн, служа при дворе великого князя, были обращены в христианство священником Нестором, духовником первой супруги Ольгерда Марии Ярославны, и стали открыто соблюдать все христианские обычаи. Языческим жрецам нетрудно было обнаружить, что братья исповедуют Христову веру. Они стали требовать, чтобы великий князь Литовский наказал святых Антония и Иоанна. Ольгерд боялся, что если не накажет своих слуг, то может лишиться престола, так как языческая партия в то время была еще сильна в Вильне. И он, сам внутренне сочувствоваший христианам, стал уговаривать Антония и Иоанна отказаться от христианства или хотя бы внешне показать себя язычниками – принять в постный день мясную пищу.

яя

Великий князь Литовский Ольгерд на Памятнике

«1000-летие России» в Великом Новгороде.

 

Братья не изменили своей вере и отказались нарушить предписания Церкви. Тогда раздраженный князь приказал бросить их в темницу. Целый год томились братья в неволе. Младший из братьев, святой Антоний, мужественно и терпеливо переносил страдания, а старший, Иоанн, не выдержал испытаний. Он стал ослабевать физически и духовно. Втайне от брата, Иоанн объявил Ольгерду, что готов подчиниться его воле, лишь бы ему возвратили свободу.

 

Обрадованный решению узника, князь освободил не только Иоанна, но и святого Антония, назначив их видными сановниками при дворе. Иоанн, хотя внешне и исполнял языческие обряды и обычаи, но в сердце своем оставался христианином. Святой Антоний же всем своим образом жизни открыто исповедовал Православие. Брата своего укорял за малодушие и трусость, призывал его покаяться и уговаривал, не страшась мучений, вновь открыто исповедовать Имя Христово.

 

Однажды к княжескому столу, куда были приглашены и святые братья, было подано мясное блюдо. Иоанн, хотя был постный день, из боязни мучений не решился отвергнуть скоромную пищу и ел ее вместе со всеми. Антоний же, открыто исповедуя себя христианином, отказался от мяса. Разгневанный князь вновь бросил святого Антония в темницу.

 

Отрекшийся брат остался на свободе, но с ним, как с предателем, перестали общаться не только христиане, но и язычники. Иоанн осознал свой тяжкий грех и стал со слезами каяться в своем малодушии. Он обратился к священнику Нестору с просьбой о ходатайстве за него перед братом, чтобы простил его грех и разрешил общение с ним. Святой Антоний ответил, что братские отношения у них могут быть только в том случае, если он открыто начнет исповедовать веру в Господа Иисуса Христа. Чтобы исполнить волю брата, Иоанн искал удобного случая объявить себя христианином.

 

Как-то раз, прислуживая Ольгерду в бане, святой Иоанн возвестил ему о своем примирении с Церковью. Князь, вопреки ожиданиям, не разгневался на него, так как разговор происходил без свидетелей. Тогда святой Иоанн решил сообщить об этом всем. В удобное время, когда князя окружала многочисленная толпа придворных, святой Иоанн громко объявил себя христианином. Это привело Ольгерда и всех присутствующих в такую ярость, что они тут же стали жестоко избивать исповедника, после чего, по приказанию князя, он был ввержен в ту же темницу, в которой томился его брат святой Антоний.

 

С радостью встретились братья-мученики, прославляя Бога. В тот же день они сподобились причастия Святых Тайн у священника Нестора. Толпы людей приходили к темнице, чтобы увидеть бесстрашных исповедников. Сила проповедуемой ими истины, их непреклонная вера и твердость духа в тяжких условиях заточения настолько поражали народ, что многие принимали святое крещение. Языческие жрецы, видя это, чрезвычайно встревожились. Они стали требовать от Ольгерда, чтобы тот предал святых братьев смерти и таким образом пресек быстро распространявшуюся в народе веру во Христа.

 

Великий князь нехотя уступил требованию язычников, но сначала решил казнить одного святого Антония, надеясь, что святой Иоанн снова отречется от христианства. Всю ночь перед казнью провел святой Антоний в молитве, благодаря Бога за ниспосланный ему мученический венец, и прося Его укрепить брата в ожидаемых им тяжких испытаниях. Он предвидел скорую кончину святого Иоанна, и советовал ему не отступать от веры и безбоязненно переносить страдания.

 

Утром 14 апреля (27 апреля по новому стилю) 1347 года оба святых мученика причастились Святых Тайн, затем святого Антония повели на казнь. Язычники повесили его на дубе.

 

Святой же Иоанн по-прежнему был тверд и непреклонен в христианской вере, по-прежнему продолжал проповедовать народу, стекавшемуся к темнице. Обозленные язычники зверски расправились с ним. 24 апреля 1347 года они сначала удавили его, затем мертвого повесили на том же дубе, как и предсказывал перед смертью святой Антоний. Тела святых мучеников были с честью погребены верующими христианами в храме во имя святителя Николая Чудотворца.

чч

Современный внешний вид Никольской церкви (город Вильнюс, Литва).

 

Мученическая смерть святых Антония и Иоанна принесла благодатный духовный плод. Родственник святых братьев Круглец, так же придворный князя Ольгерда, потрясенный стойкостью мучеников, принял святое крещение от священника Нестора с именем Евстафий, и 13 декабря 1347 года святой Евстафий также пострадал за Христа. Местные христиане тайно погребли останки мучеников. В погребении Евстафия участвовали принявшие христианство старшие сыновья великого князя Ольгерда. На месте казни мучеников в Вильне попечением второй жены Ольгерда княгини Иулиании Александровны была позднее построена церковь во имя Пресвятой Троицы.

 

фычф

 

Фреска с изображением мучеников.

 

Тела святых мучеников были обретены нетленными и положены в этот храм. От святых мощей совершались многочисленные чудеса и исцеления. По просьбе православных литовцев святитель Алексий, митрополит Киевский и всея Руси (+1378), обратился к Константинопольскому Патриарху Филофею (Коккиносу) (1354-1355, 1362-1376) с тем, чтобы он благословил причислить мучеников к лику святых. О том, что Патриарх очень скоро исполнил эту просьбу, говорит тот факт, что уже в 1364 году он прислал преподобному Сергию Радонежскому (+1392) крест с мощами святых Антония, Иоанна и Евстафия.

яяч

Святитель Филофей (Коккинос),

Патриарх Константинопольский.

фывчфыфчФ

Святитель Алексий, Митрополит Киевский и всея Руси.

 

Первоначально нетленные останки мучеников Антония, Иоанна и Евстафия почивали в виленской Никольской церкви, затем в храме Пресвятой Троицы. Святые мощи были открыты для поклонения до 1596 года. После насильственного насаждения Брестской унии Троицкий храм перешел к базилианам, которые поместили мощи святых мучеников в церковь во имя апостола Петра. В 1655 году, после взятия Вильны московскими войсками, мощи были перенесены в соборный храм православного Виленского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастыря. После того как московские войска покинули город, возникла опасность, что православные вновь могут лишиться своей святыни. Наместник Свято-Духова монастыря архимандрит Иосиф (Нелюбович-Тукальский; впоследствии митрополит Киевский) скрыл святые мощи в пещере под главным алтарем храма и закрыл вход в нее.

ЦВЙЦЙ

Церковь Святого Духа (главный фасад).

 МВАЫМЫВМ

Иосиф (Нелюбович-Тукальский),

Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси,

Экзарх Константинопольского трона.

 

В 1814 году мощи были вновь обнаружены при наместнике Свято-Духова монастыря архимандрите Иоиле (Котовиче). По указу императора Николая I была создана комиссия по освидетельствованию останков святых. В 1826 году комиссия подтвердила аутентичность святых мощей, их открыто выставили для поклонения. В 1851 году стараниями митрополита Виленского и Литовского Иосифа (Семашко) в храме Святого Духа была оборудована пещерная церковь, а в 1852 году в ней над мощами мучеников устроена рака.

СЕМАШКО

Иосиф (Семашко),

Митрополит Литовский и Виленский.

 РАКА

Рака с мощами мучеников Антония, Иоанна и Евстафия в пещерной церкви

монастыря Сошествия Святого Духа в Вильне (Вильнюсе) до 1997 года.

 

9 августа 1915 года в связи с угрозой немецкого наступления святые мощи по благословению святителя Тихона (Белавина), архиепископа Литовского (будущего Патриарха Московского и Всероссийского), были перенесены в Москву в Донской иконы Божьей Матери монастырь.

ТИХОН

Святитель Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея России.

 

В июле 1920 году советскими властями был устроен показательный «процесс виленских угодников». Дело слушалось в 1-м московском городском суде. Патриарх Тихон, выступая в качестве свидетеля, протестовал против вторжения гражданских властей во внутреннюю жизнь Церкви. Суд постановил: «Так называемые мощи виленских угодников, а в действительности мумифицированные трупы, передать в музей древности. Брошюры «Страдания Виленских мучеников», конфискованные в Донском монастыре, уничтожить. Приговор окончательный». Патриарх Тихон обратился с письмом к председателю ВЦИК М. И. Калинину, объясняя, что мощи «не составляют собственности РСФСР, а принадлежат Церкви, находящейся в Литовском государстве, и подлежат возврату в Вильну». И все же останки святых поместили в Московском музее атеистической пропаганды. По ходатайству Патриарха Алексия I (Симанского) мощи Виленских мучеников были возвращены Церкви в июле 1946 года. Несколько дней они находились в Патриаршем Богоявленском соборе, 26 июля святые мощи были доставлены самолетом из Москвы в Вильнюс, в этот день празднуется новое обретение мощей Виленских мучеников.

АЛЕКСИЙ1

Алексий I (Симанский),

Патриарх Московский и всея Руси.

 

До середины 1997 года мощи находились в пещерной церкви во имя Виленских мучеников Свято-Духовского храма, затем по благословению митрополита Виленского и Литовского Хризостома (Мартишкина) были перенесены в сам храм. В конце июля 1997 года, во время визита в Литву, у мощей святых совершил молебен Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер). В 1998 году над мощами Антония, Иоанна и Евстафия. соорудили новую раку.

ХРИЗОСТОМ

Хризостом (Мартишкин),

Митрополит Виленский и Литовский.

 
МОЩИ2

МОЩИ1

Святые мощи мучеников Антония, Иоанна и Евстафия

в Свято-Духовом соборе православного монастыря (Вильнюс, Литва).

 

С 26 июня 1993 года икона с частицей мощей святых мучеников находится в Петро-Павловском соборе города Минска.

ПЕТРОПАЛОВКА

Минский Петро-Павловский собор.

ИКОНА ПЕТР

Икона Виленских мучеников с частицами их святых мощей

в Минском Петро-Павловском соборе.

 

Подвиг святых мучеников имел великое значение для всей Литвы. Сам великий князь Литовский Ольгерд не только возвратился к христианской вере, но в конце жизни принял иночество. Все его 12 сыновей были христианами. К концу XIV века половина жителей Вильны исповедовали Православие.

 

Примечание.

 

Летописи Быховца и Густынская, «Бархатная книга» говорят, что великий князь Литовский Ольгерд принял православие и православное имя Александр ещё до женитьбы на Марии Ярославне, то есть до 1318 года. Но есть известие, что он был крещён и принял схиму лишь перед смертью с именем Алексий. Известно, что он позволил духовнику княгини Марии священнику Нестору вести проповедь. Также, по его приказу строились православные храмы – два в Витебске и один в Вильне во имя святой мученицы Параскевы (Пятницкая церковь).

ЦЕРКОВЬ ПАРАСКЕВЫ

Церковь во имя святой Параскевы (Вильнюс, Литва).

 

Князь Ольгерд принимал участие в устроении церковной жизни в Великом княжестве Литовском. В 1371 году он просил Константинопольского Патриарха учредить особую Литовскую митрополию, что произошло в 1375 году.

 

Историк и археолог Владимир Бонифатьевич Антонович («История литовского княжества», 98) принимает известие Быховца и Густынской летописи, с толкованием Альберта Виюка-Кояловича («Historia Lithuana»), что Ольгерд старался придать своему переходу в православие не государственный, а частный, а потому и негласный характер. Похоронен же он был по православному обряду. Внесен среди других великих князей в помянник Киево-Печерской лавры как «князь великий Ольгерд, наречённый в святом крещении Александр», также вносился в этот же помянник своими потомками.

 

Тропарь мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Литовских, глас 4

 

Иже земных, чести и славы отвергшеся,/ доблии и честнии страдальцы,/ веры ради крепко и мужественно муки претерпесте,/ на смерть себе вдавше за Живот всех – Владыку./ Темже и Христос преславно столпом облачным/ с Небесе вас озари/ и почестьми и венцы от Престола славы венча./ Со Ангелы Тому предстояще,/ молите спастися душам нашим.

 

Кондак мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Литовских, глас 3

 

Отеческую прелесть оставльше, святии,/ приведостеся Христови,/ всем души усердием стаете мужемудренно до смерти./ Темже и взясте победы почесть воистинну,/ о всех Владыку нашего непрестанно моляще.