Minskaya (1)Пятьсот лет тому назад в Минске произошло событие, на долгие века вошедшее в историю города: 13 августа (по ст. ст.) 1500 года его жители обрели на водах Свислочи чудесно явленную икону Божией Матери, которая с тех пор именуется Минской и свято почитается православными христианами.

В явлении этой чудотворной иконы нельзя не видеть Промысла Божиего о нашем граде, за последние пять столетий много пострадавшем, пережившем несколько вражеских вторжений, не раз горевшем в огне пожаров и, тем не менее, уцелевшем, сохранившемся, несмотря на все пережитое; вновь восставшем из пепла и руин после окончания Второй мировой войны. Нельзя не обратить внимания на то, что все это время икона Минской Божией Матери неотлучно пребывала в городе: поначалу в Нижнем Замке, затем — в Верхнем Месте и никогда не износилась из него. Кто знает, может быть, поэтому Минск уцелел, не погиб в водовороте исторических потрясений и бурь?..

Ходатайством Пресвятой Богородицы жив каждый христианин, Ее же Предстательством у Престола Всевышнего во многом предопределяется течение истории. Еще в 1591 году городу Минску был дан герб, изображающий на голубом небе Матерь Божию в окружении ангелов. И разве не является чудом, особым знаком Милости Божией то, что и сегодня, несмотря на трагические потрясения, происшедшие в XX веке, этот герб, после некоторого перерыва, снова служит символом Минска, зримо напоминая всем о том событии, которое чудесным образом свершилось на водах Свислочи пятьсот лет назад!

О явлении в Минске в 1500 году чудотворной иконы рассказывает предание, которое находим в одной из книг историка Игнатия Стебельского, вышедшей в свет в Вильно в 1781 году. Он, в свою очередь, пользовался рукописью униатского иеромонаха Яна Ольшевского, жившего на рубеже XVII – XVIII веков. Одно время этот иеромонах-базилианин проходил послушание в Минске, занимался переписыванием церковных книг, в частности, житий святых. По сведениям ректора Минской Духовной Семинарии архимандрита Николая (Трусковского), глубоко интересовавшегося историческим прошлым Белой Руси, Ольшевский составил описание чудес, некогда происшедших от Минской иконы Божией Матери. В XVIII столетии это описание сохранялось в Минском Свято-Духовом базилианском монастыре. К сожалению, в последующем рукопись Ольшевского исчезла, и до сих пор неизвестно, уцелела ли она, и если да, то — где? Не исключено, что и до Ольшевского в том же монастыре сберегалось рукописное повествование, рассказывающее об иконе, но, возможно, предание о ней передавалось и устно. Как бы там ни было, о чудесном явлении Минской иконы мы узнаем от иеромонаха Яна Ольшевского в передаче Игнатия Стебельского. Последний пользовался также книгой некоего X. Гумпенберга под названием «Atlante Mariano» («Атлас Марии», на латинском языке), но обнаружить ее нам не удалось.

Кроме предания, дошедшего до нас в изложении Стебельского, какие-либо иные сведения о древнейшем периоде истории Минской иконы Божией Матери (до 1500 года) не приводятся больше никем. Все, кто упоминал об этой иконе позднее Стебельского, основывались на изложенном у него материале. Ни единым словом об иконе не обмолвился известный краевед XIX века Владислав Сырокомля, перу которого принадлежит достаточно подробный очерк «Минск», содержащий описание святынь города. Абсолютно никаких сведений о Минской иконе Божией Матери нет в недавно вышедшем фундаментальном сборнике статей; различных авторов «Чудотворная икона в Византии и Древней Руси» (Москва. 1996 год).

Все это, конечно, сильно ограничивает возможность coставления более-менее целостного представления об историческом прошлом святыни, но, отталкиваясь от того, что известно, можно попробовать хотя бы фрагментарно обрисовать пройденный ею путь.

Предание сообщает, что икона была писана Святым Апостолом и Евангелистом Лукою. В течение многих столетий она находилась в Византии. Ее появление на Руси оказалось связано с принятием нашими предками веры православной. Протоиерей Павел Афонский, написавший небольшую статью о Минской иконе, посвященную 400-летию ее чудесного обретения, высказывал предположение, что она была привезена Святым Равноапостольным Князем Владимиром из Корсуни (Херсонеса), города, находившегося на Крымском полуострове.

Предание говорит, что икона пятьсот лет хранилась в Десятинной церкви Киева, возведенной в конце X mynskayaстолетия. Однако в этом храме святой образ мог находиться только до 1240 года, пока во время нашествия татаро-монгол Киев не был разрушен, а вместе с ним на несколько столетий (до 1635 года) не прекратила свое существование и Десятинная церковь.

В тяжелую годину татарского погрома икона уцелела. Скорее всего благочестивые жители Киева ее где-то спрятали. В дальнейшем она могла украсить собою киевский собор Святой Софии Премудрости Божией…

В 1482 году Киев подвергся очередному опустошительному набегу татар. Крымский хан Менгли-Гирей, захватив город, «ограбил его и выжег, взяв множество пленных». Татары разорили Великую церковь Печерского монастыря, а также Софийский собор.

Вероятно, тогда один из татар содрал с древней иконы Божией Матери богато украшенную ризу, а саму икону бросил святотатственной рукою в воды Днепра…

Как говорят в народе: «Бог поругаем не бывает», и в 1500 году икона явилась жителям Минска. Предание сообщает об этом так: святой образ «то ли по воде, то ли против воды, чудесным способом, или через Ангелов перенесенный до Минска, на реке Свислочи под замком встал, а светом необычным с себя исходившим выданный, от обывателей места с воды добытый, и до церкви Замковой года 1500 дня 13 августа был сопровожденный».

Более столетия икона Божией Матери сберегалась в Нижнем Замке Минска, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которая в XVI веке считалась соборной. Наверняка, прослышав о чудесном явлении иконы, к ней на поклонение притекали паломники из различных областей Западной Руси, широко разнося известия об иконе. И поэтому не случайно Игнатий Стебельский упоминал икону Минской Богоматери в числе наиболее чтимых чудотворных икон нашего края, таких как Виленская, Эфесская, Смоленская.

Минули годы… В XVII столетии в Великом Княжестве Литовском и Русском широкое распространение получила так называемая уния. Многие храмы и монастыри насильственно отбирались у православных верующих и передавались униатам. Гонения обрушились и на жителей Минска.

Около 1616 года в Верхнем городе на месте захваченной у православных деревянной Свято-Духовой церкви униатский архимандрит Афанасий (Пакоста) начал строительство каменного базилианского храма, также названного в честь Святого Духа. Чтобы привлечь горожан к унии, в этот храм по распоряжению униатского митрополита Иосифа Рутского была перенесена чудотворная икона Минской Божией Матери. Предание указывает, что перенесение иконы совершилось в день памяти Святого Апостола и Евангелиста Луки. Значит, уже тогда считалось, что икона писана самим Апостолом Лукою.

m6_2В 1626 году сгорела соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Спустя некоторое время ее отстроили заново. В 1635 году минский бурмистр Лукаш Богушевич ходатайствовал перед униатским митрополитом Иосифом Рутским о возвращении чудотворной иконы в эту церковь, но получил отказ. В своем отказе бурмистру Иосиф Рутской писал: «Церковь будовати позволили… образу еднак Пречистой Девы Марыи преносит… неповелеваем, вечными часы оного пры церкви Стого Духа зоставившы, для того же болшая учтивост од законников емуся деет, и брацтво пры том образе в церкви Стого Духа заложено ест…».

Так Минская икона Богоматери оказалась в новом базилианском храме. При нем действовали два монастыря: мужской и женский. Сохранились интересные сведения о том, как почиталась икона монахами-базилианами.

В 1733 году униатский архимандрит Августин (Любенецкий) пожертвовал для ее особо торжественного почитания 1000 талеров. На эти деньги при Свято-Духовом храме содержалась капелла, которая пела во время богослужений перед иконою. Кроме того, ежедневно утром и вечером в храме игрались гимны, прославляющие Деву Марию и Ее икону: «Salve Reginas» («Радуйся Царице») и «О gloriosa Domina» («О славная Госпожа»).

Все это время жители Минска не забывали о том, где первоначально находилась икона Божией Матери. В визите (инвентарной описи) за 1779 год, содержащем описание замковой церкви Успения, которая раньше называлась Рождества-Богородичной, находим такую запись: «3 давней ведомости: образ цудовны Найсвятей Марыи Панны, кторы Базилианами… забраны… з замку до церкви Базилианов…». Эта запись определенно указывает на то, где изначально хранилась икона.

В конце XVIII столетия Минск вошел в состав Российской империи. Свято-Духов храм был передан православным и превращен в кафедральный собор. Таким образом, на том месте, где с незапамятных времен действовала православная церковь, она и возродилась!

В 1795 году кафедральный собор был освящен во имя Святых Апостолов Петра и Павла. В 1835 году он сильно пострадал от пожара, охватившего большую часть города, но икону удалось спасти.

В 1852 году Е.П. Шкларевич, супруга минского губернатора Ф.П.  Шкларевича, при содействии нескольких благотворительных особ из Минска и Санкт-Петербурга, пожертвовала иконе Божией Матери новую, украшенную различными драгоценностями, серебряную вызолоченную ризу. Накануне празднования Рождества Христова эта риза была освящена епископом Минским и Бобруйским Михаилом (Голубовичем).

Свидетельством глубокого почитания чудотворной иконы в XIX веке является то, что каждый раз после окончания Божественной Литургии перед иконою с коленопреклонением пелся тропарь: «Под Твою Милость прибегаем Богородице Дево». В честь иконы был освящен правый придел собора Святых Апостолов Петра и Павла. Перед нею постоянно служились молебны.

В «Описаниях церквей и приходов Минской епархии» (1878 г. изд.) икона характеризовалась следующим образом: «Высотою два аршина, шириною аршин и 5 с 1/2 вершков, древнего византийского письма, писана на деревянной доске, покрыта вычеканенною из серебра 84 пробы полированною ризою; над ликами находятся серебряные же, вызолоченные венцы или короны; в короне Божией Матери находится шесть, а в короне Предвечного Младенца четыре небольших бриллианта; вся риза и короны в разных местах украшены разноцветными стразами».

Посещавший летом 1888 года Минск известный церковный историк и археолог, профессор Киевской Духовной Академии Н.И. Петров, побывав в Свято-Петро-Павловском соборе и поклонившись иконе, сделал такое примечание о ней: «несомненно, что это — одна из древнейших и наилучше сохранившихся икон во всем Северо-Западном крае».

Как и в древности, икона привлекала к себе многих богомольцев. Протоиерей Павел Афонский оставил нам заслуживающее внимание описание того, как поклонялись иконе Минской Богоматери до революции. «…Можно с достоверностью полагать, — писал он, — что даже и при настоящему оскудении веры в сердцах христиан, совершаются благодатные исцеления различных недугов и болезней по молитвам к Богоматери пред Минскою иконою Ея, о чем свидетельствуют приносимые иногда, по западно-русскому обычаю, пожертвования для украшения сей святой иконы в виде сделанных из различных металлов изображений разных частей тела (например, деланные из серебра изображения рук, ног или сердца), смотря по тому, в какой части тела болящий почувствовал облегчение после горячей молитвы пред Минскою иконою Богоматери; кроме того некоторые лица, получившие исцеления, вместе с пожертвованиями на украшение сей иконы, опускаемыми в кружку, прилагают иногда и краткие записи об исцелении от болезней, хотя не сообщают подробностей и имен своих».

В августе 1900 года православные жители Минска торжественно отметили 400-летний юбилей со дня sTpWkIkGpikобретения чудотворной иконы. Епископом Минским и Туровским Михаилом (Темнорусовым) была отслужена Литургия. К ее окончанию к Свято-Петро-Павловскому кафедральному собору прибыли крестные ходы из Екатерининского собора, Казанской церкви, Свято-Духова и Спасо-Преображенского монастырей города. На площади перед кафедральным собором в присутствии многих тысяч верующих был совершен праздничный молебен. С особой любовью и вниманием относился к иконе Минской Божией Матери епископ Митрофан (Краснопольский), занимавший местную кафедру с 1912 по 1916 год (в 1919 г. принявший мученическую смерть от гонителей Церкви Христовой). По его благословению в день чудесного обретения иконы ее стали выносить раз в год из кафедрального собора, ставить на специально устроенный аналой и служить молебны. На эти молебны к собору стекались крестные ходы из других храмов Минска. Этот благочестивый обычай существовал до начала революции.

Примечательное событие в жизни Минска произошло 22 октября 1914 года, когда наш город посетил светлой памяти Государь Император Николай II. «В соборе Его Величество был встречен Преосвященнейшим Митрофаном, епископом Минским и Туровским… с сонмом духовенства. При входе Его Величества в храм епископ Митрофан имел счастье приветствовать Государя Императора… Его Величество, выслушав приветствие, приложился ко Святому Кресту. После краткого молебствия, с провозглашением многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому… Его Величество поклонился особо чтимой Святыне — иконе Минской Божией Матери, копия которой епископом Митрофаном поднесена была Его Величеству при отбытии из храма».

Тяжелые времена настали в Минске после большевистского переворота. Весной 1922 года, во время кампании по изъятию церковных ценностей, с чудотворной иконы была снята ее риза. Прихожане кафедрального собора пытались сохранить ризу и выплатили за нее равную по стоимости сумму золотом и драгоценностями, но власти, охотно приняв этот сбор, через несколько дней «…содрали и саму ризу с иконы Божией Матери».

До 1935 года икона пребывала в Свято-Петро-Павлов-ском соборе. К тому времени храм захватили обновленцы, ратовавшие за отмену важнейших канонических правил жизни Церкви. Верующий народ мало посещал обновленческие храмы, в том числе и бывший кафедральный собор.

Темной ночью лета 1936 года Свято-Петро-Павловский собор был… взорван. Минск лишился одного из красивейших храмов, являвшегося подлинным украшением его исторического центра. Икону Божией Матери власти забрали в краеведческий музей. В запасниках этого музея, располагавшихся недалеко от Дома Офицеров, чудотворная икона пролежала до начала Великой Отечественной войны.

В 1941 году, после отступления Красной Армии, благочестивая православная жительница Минска Варвара Васильевна Слабко выпросила у немецких оккупационных властей чудотворный образ. Художник и иконописец Г. Виер отреставрировал икону и передал ее в церковь на Немиге. После закрытия этой церкви, в 1945 году икона Божией Матери была перенесена в Свято-Духов кафедральный собор, до революции служивший храмом мужского монастыря. В нем чудотворная икона свято сберегается доныне.

Святой Образ Минской Богоматери пережил много лихолетий. Ему поклонялись люди разных поколений. Матерь Божия помнит их всех, прибегавших к Ее заступничеству в своих нуждах и скорбях. Господь сохранил Ее чудную икону, «на водах Свислочи явившуюся еси», и для нас, грешных. Помолимся же, братья и сестры, Пресвятой Владычице нашей Богородице, да укрепит Она нас Своим молитвенным Предстательством у Престола Всевышнего в виду грядущих испытаний!

Священник Феодор Кривоноc

Пятисотлетие явления Минской иконы Божией Матери. — Минск: Виноград, 2000.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Минская»
О Всепетая и Всеблагая Дево Богородице, небесная наша заступнице! К Тебе по Бозе, яко премилосердней Госпоже, соборне прибегаем и вопием: приими сие малое хвалебное пение, сохрани богоспасаемый град сей, емуже чудотворная икона Твоя во отраду и утешение дадеся. Молим Тя, Владычице Всемилостивая: избави нас от враг видимых и невидимых, от нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, от злаго обстония и скорби, от искушений, бед и болезней. Спаси и помилуй рабы Твоя: великаго господина и отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московскаго и всея Руси, преосвященныя митрополиты, архиепископы, епископы, весь священнический и монашеский чин и весь причет церковный. Приими под кров Твой власти и воинство богохранимыя страны нашея, вразуми и настави их право правити, заповеди Божия соблюдающе, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. О Пресвятая Владычице! Не забуди нас во вся дни жизни нашея и да пребывает с нами неотступно образ Твой честный. Во время же исхода нашего пролей теплую молитву ко Праведному Судии, да презрев безчисленная согрешения наша, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. Аминь.

Тропарь, глас 6

На водах Свислочи явилась еси, Пренепорочная Отроковице, от Царьграда и Киева богоспасаемому граду Минску милость показа, просвети нас грешных сиянием Своим, яви, яко присно, силу Твою, спаси нас предстательством Своим и избави от навет вражиих, Тя бо необориму стену и едину надежду имамы.

Кондак, глас 8

Благодарственная приносяще Ти раби Твои, Богородительнице, о всех, имиже благодеяла еси граду нашему, из глубины души взываем Тебе: не престани, Владычице, Матерними к Сыну Твоему молитвами подавати вся благая и спасительная всем с верою и любовию вопиющим Тебе: радуйся, Дево, христиан похвало.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

 

АКАФИСТ МИНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ