564975_10151043047246579_1053440294_n

От Матфея святое благовествование
( Мф.,X:32-33,37-38;XIX:27-30 )

10.32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;
10.33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
10.37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
10.38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

19.27 Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?
19.28 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
19.29 И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
19.30 Многие же будут первые последними, и последние первыми.

Проповедь в 1-ю Неделю по Пятидесятнице. Всех святых.

42636.bВ первое воскресенье после дня Святой Троицы (Пятидесятницы) Православная Церковь празднует память всех святых. Продолжая празднование Пятидесятницы, когда произошло сошествие Святого Духа на апостолов, Неделя всех святых напоминает о всех святых, которые просияли и которым предстоит просиять благодатью Святого Духа во всем мире от времен Адама и до Второго Пришествия Христа.
Появление церковного празднования всех святых произошло в Восточной части Римской империи в IV-V вв. В проповеди святителя Иоанна Златоуста в день памяти «всех святых, по всему миру пострадавших» говорится, что этот праздник совершается через неделю после праздника Пятидесятницы. Именно этот обычай со временем распространился в Православной Церкви.
В этот праздник все христиане празднуют свои именины — ведь каждый наречен в Крещении именем одного из святых.
То, что День Всех Святых соединен с первым воскресением после Пятидесятницы, говорит о том, что святость   это плод Духа Святого. Благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же ведет к борьбе со страстями и похотями и приводит в итоге к чистоте и бесстрастию. Сколько всего святых в христианстве — неизвестно. Не все люди, угодившие Богу, известны миру. Не известны имена многих мучеников первых веков христианской церкви, подвижников и монахов-отшельников, молившихся за мир, верующих, расстрелянных в годы безбожия в лагерях. Множество великих подвижников совершали свои подвиги безмолвно и уединенно, так что никто и не знал об их существовании. Церковь и их сегодня молитвенное вспоминает.
Празднуя память всех святых, Церковь имеет намерение показать нам славу и благодать Святого Духа – Бога, освящающего, просвещающего, укрепляющего и прославляющего всех святых из рода человеческого в Ветхом и Новом Завете. Церковь имеет намерение показать нам те плоды, какие принесло через апостолов сошествие Святого Духа, как оно освятило подобных нам людей, умудрило их, возвысило до степени Ангелов и привело к Богу: одних увенчало за подвиги мученичества, других за добродетельную жизнь.
Всесвятой Дух совершает то, что превыше законов естества. Сошедши на апостолов в виде огня, который стремится вверх, Он воспламеняет оледеневшие земные сердца человеческие, поникшие в землю, и возвышает их на небо. Это первая причина празднования памяти всех святых. Вторая причина состоит в том, что есть много святых, угодивших Богу совершенной добродетелью, которые, однако, получив у Бога великую честь, остаются неизвестными для людей, притом учителя Церкви имели в виду и святых будущего времени, а потому и установили праздник всех святых, дабы почтить вместе всех, как прежде бывших, так и тех, какие будут и после явленных и неявленных святых.
Третья причина в том, что святых, которые каждый день воспоминаются особо, нужно было воспомянуть и в один день, дабы показать, что все они подвизались силою одного Спасителя Иисуса Христа и освятились благодатью единого Духа Святого. Все они верою побеждали врагов видимых и невидимых, терпеливо переносили бедность, озлобления, гонения, мучения и разнообразные виды смерти. Через них или ради них совершались и совершаются бесчисленные чудеса.
Совершая память всех святых, взирая на их образы, у кого-то из нас могут возникнуть примерно такой вопрос: «Как мне, грешному человеку, такому слабому и немощному, можно достичь той святости, которой достигли эти подвижники веры и благочестия?» Но вот о чем мы, прежде всего сегодня должны подумать. Господь не требует от нас тех подвигов, которые, скажем, совершили святые великомученики.
Да, и, наверное, не смогли бы мы с вами его совершить, потому что даже самая простая болезнь, подчас, выводит нас из душевного равновесия. Конечно, никто не требует от нас того подвига, который, скажем, совершал преподобный Серафим Саровский,  когда он тысячу дней и тысячу ночей стоял на камне в непрестанной молитве. Что нам говорить о столь продолжительной непрестанной молитве, когда, подчас, нам бывает трудно отстоять одну Божественную литургию? Стоим мы на богослужении, переминаемся с ноги на ногу и думаем: ну, когда же оно закончится?
Мы так же должны научиться терпению, научиться смирению, научиться кротости, то есть научиться тому, что может сделать нас способными к восприятию благодати Духа Святаго, без которой невозможно стяжать своего спасения. И вот для того чтобы мы этого достигли Господь в помощь нашей немощи  дает нам в пример этих святых людей, которые жили как и мы, в том же мире, что и мы, жизнь которых мы можем наблюдать и учиться у них, исследуя и читая их жития.
Но, не следует читать жития святых как некую развлекательную книгу, как сказку — прочитали с умилением и приятным чувством, закрыли книгу и продолжили обычный образ жизни. Господь дает нам такое чтение не только в услаждение, но и в научение. Как пища и питье, кроме удовольствия, дают силу, так и приобретение духовных знаний должно помогать нам стать сильнее. Святые это не только украшение, но и великая помощь. Это образцы для подражания. Пусть мы не так совершенны, но в меру своих сил мы можем им подражать.
В житии одного древнего святого рассказывается, что он удалился в пустыню, где в уединенных местах уже жили подвижники. И вот, прежде чем полностью предаться подвижнической жизни, он начал обходить своих соседей по пустыне: у одного научился посту, у другого — молитве, у третьего — смирению и т.д. Как пчела по капле собирает нектар с цветов, так и он собирал примеры для подражания. Недаром одна из замечательных книг о подвигах святых Восточной Церкви называется «Луг духовный».
Мы живем в миру,  много у нас дел, забот. Но, в нашем жизненном распорядке должно оставаться время для духовных дел, для молитвы, чтения, поучения премудрости Божией. Читая жития святых, мы должны размышлять о том, а что я могу сделать, чтобы хоть в малой степени уподобиться им. Что я могу сделать для того, чтобы просиять своим маленьким светом на радость Господу и для спасения своей души. Аминь