Введение во храм Пресвятой Богородицы — праздник, который пришел к нам из Церковного Предания. В это день христиане вспоминают, как святые Иаоким и Анна привели трехлетнюю Деву Марию в Иерусалимский Храм. Так родители Богородицы исполнили свой обет — обещание посвятить долгожданную дочь Богу.
Сведений о введении во храм Пресвятой Богородицы нет в канонических Евангелиях. Впервые это событие упоминается в апокрифических текстах, в частности, в греческом Протоевангелии Иакова (II век) и латинском Евангелии псевдо-Матфея (IX век). Эти источники, в свою очередь, отражают устное предание Церкви, которое является неотъемлемой частью Божественного Откровения.
Предание Церкви говорит нам о том, что долго не имея детей, праведные супруги Иоаким и Анна дали обет – если у них родится ребенок, они посвятят его Господу Богу. Господь услышал их молитвы. Когда супруги прожили вместе уже около пятидесяти лет, Он даровал им ребенка – родилась дочь, которую они назвали Марией (в переводе с еврейского – «госпожа», «надежда»). В дальнейшем Марии предстояло стать Госпожой и Надеждой всех веривших в Мессию. По отцу, Божия Матерь происходила из колена Иудина, из рода царя Давида, а по матери – из рода первосвященника Аарона. Таким образом, сбылись те ветхозаветные пророчества, которые, касались будущего рождения Мессии, – ведь Он должен был произойти из царского и священнического родов одновременно.
После рождения дочери праведные Иоаким и Анна принесли благодарственные жертвы и дали еще один обет – их дочь не будет ходить по земле, пока они не введут Её в храм Божий. Это торжественное событие произошло, когда Марии исполнилось три года. Родители привели дочь к храму, где Ее торжественно встречали непорочные девы с зажженными светильниками. Лестница, ведущая в храм, состояла из пятнадцати ступеней. Мария без посторонней помощи поднялась по всем ступеням, а навстречу Ей вышел первосвященник. Здесь Предание Церкви сообщает нам о том, что этим первосвященником был праведный Захария – отец святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Мария была введена в Святая святых – центральное место Иерусалимского храма. Это было сделано по особому Божиему повелению: ведь по закону туда мог заходить только один первосвященник, да и то один раз в год. Мария же была допущена в Святая святых как Матерь Спасителя, Который должен был родиться от Неё. Богослужебные тексты сравнивают Ее с одушевленным кивотом (шкафчик, ящик) Божиим (1 Пар. 15).
После этого Мария остается жить и служить в храме – здесь Она училась с другими девами, изучала Священное Писание, пряла и шила священнические облачения. По преданию, Дева Мария прожила в храме до 12 лет. Спустя некоторое время после окончания воспитания в храме Марии необходимо было вступить в брак. Однако Она сказала священникам, что будет хранить девство перед Богом. Именно в этот момент и было принято решение о том, чтобы у Марии был покровитель, так как родители Ее к тому времени уже скончались. В итоге (в результате особого жребия) Марию обручили престарелому плотнику Иосифу, который также происходил из рода царя Давида.
Событие Введения во храм Пресвятой Богородицы вошло в состав великих двунадесятых праздников христианской Церкви. Исследователи считают, что появление праздника непосредственно связано со временем правления византийского императора Юстиниана I. В 543 году по его повелению на остатках разрушенного Иерусалимского храма была выстроена большая церковь в честь Пресвятой Богородицы. Этим строительством было отмечено событие Введения во храм Божией Матери. Начиная с VIII века праздник Введения кратко упоминается в некоторых месяцесловах, также о нем пишет две гомилии (беседы) патриарх Константинопольский Герман I. Таким образом, к VIII веку началась складываться традиция празднования события Введения во храм Пресвятой Богородицы. Начиная же с IX века праздник приобретает широкую известность по всему христианскому Ближнему Востоку. Окончательно в число великих двунадесятых праздников Введение вошло уже после XIV века.
«Блаженная Дева жизнь проводила по строгому порядку. От раннего утра до третьего часа дня стояла на молитве, от третьего до девятого упражнялась в рукоделии или чтении книг. Так всё более и более возрастала она в любви к Богу» Блж. Иероним Стридонский (+420).
« Ты – разрешение проклятия Адама. Ты – уплата долга Евы. Ты чистейшее приношение Авеля. Ты – новая жертва и мысленное приношение Исаака. Ты – целомудрие Иосифа. Ты – богописанная книга Моисея законодателя. Ты – дочь Давида. Ты – вознесение Илии на небо. Ты – спасение Ионы в ките. Ты — зеркало пророков и исполнение их речений» Свт. Тарасий Константинопольский (+806).
«Кто возвестит величие Твое, Дева? Ты явилась Божией Материю и соединила ум с Богом. Бога сделала Сыном Человеческим, а человека Сыном Божиим и примирила мир с Творцом Мира. Ты вскормила нашей человеческой пищей Кормильца ангелов, и через Него вскормила нас, людей небесной и чистой пищей» Свт. Григорий Палама (+1359).
«Святая и чистая атмосфера храма была так же благотворна для Её духовного возрастания, как чистейший воздух высоких гор для телесного здравия и долголетия горцев. Не люди с нечистыми и злыми сердцами, а добрые и богобоязненные окружали Ее и составляли Ее общественную среду, благословенную Богом.В ней возрастала Святая Отроковица Мария и расцветала, как роскошный цветок, благоухающий пред Богом и людьми. В ней получила Она все задатки к тому, чтобы стать впоследствии Честнейшею Херувим и Славнейшею без сравнения Серафим». Свт. Лука Крымский