Торжество Православия
Уже более десяти столетий в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь молитвенно празднует событие, именуемое «Торжество Православия» — победу Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. Само установление праздника связано с событиями Константинопольского Поместного Собора 842 года, созванного императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской империи. Собор осудил иконоборцев и восстановил иконопочитание в империи. В подтверждение этого, 19 февраля 842 года, в первое воскресенье Великого поста, на улицах была организована торжественная процессия с несением святых икон и поклонением им.
Почему Православные почитают иконы
Для православных христиан икона – это священное изображение. А все посвященное Богу заслуживает почитательного поклонения. Мы почитаем Господа в Его чудесных явлениях – через святые места, через освященные вещи Его угодников, через святые иконы. Иконопочитание ни в коей мере не противоречит слову Божию. Напротив, Священное Писание устанавливает значимость этого почитания, которое направлено на прославление Бога и Его святых. В православном понимании икона — это окно в Горний мир. Через икону надмирная святость являет себя земному миру, и человек возводит свой ум от образа к Первообразу.
Постановление Седьмого Вселенского Собора, созванного в царствование благочестивой императрицы Ирины в городе Никея в 787 году, говорит о том, что икона не является идолом и «честь, воздаваемая образу, переходит к Первообразу и поклоняющийся иконе поклоняется изображенному на ней», т.е. Самому Богу и Его святым.
Учение об иконе никогда не было чуждым Православной Церкви, ибо в основе его лежит Откровение Божие, имеющее прочные основания в Священном Писании и Предании. Почитание икон в Православной Церкви основывается на факте Воплощения Сына Божия. Первым иконописцем был святой евангелист Лука, написавший не только иконы Божией Матери, но, по преданию, и икону святых Апостолов Петра и Павла, а может быть, и другие. Это является свидетельством о том, что икона стала неотъемлемым элементом в христианской жизни уже на заре христианства. В Новом Завете Бог явился человеку в Лице воплотившегося Господа Иисуса Христа, а не открылся через пророков и иных богоизбранных людей, как ранее в Ветхом Завете. Ни один из праведников до воплощения Спасителя не мог непосредственно видеть Бога. Истина непостижимости Бога в Ветхом Завете была непререкаема: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1, 18), — писал апостол Иоанн Богослов. Но дальше он продолжает: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). Эти слова открывают нам величайшую тайну – центр нового откровения, ибо: «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его» (Ин. 1, 14). С этого момента человечество имеет возможность видеть лицо Бога. Единородный Сын Божий, воплотившись от Духа Святого и Пресвятой Девы Марии, принимает на Себя образ человека. Когда апостол Филипп спросил Господа: «Покажи нам Отца», – Иисус ответил: «Видевший Меня видел Отца… Я в Отце и Отец во мне» (Ин. 14:8-10). Отец раскрывает и проявляет себя через Сына. Они Единосущны. Воплотившийся Христос, в какой-то степени, является самой первой иконой. Потому, поклоняясь иконе, мы поклоняемся не изделию рук человеческих, не произведению искусства, но первообразу. Иконы – не Бог, а «называемые Богом» (2Фес.2:4) они не заменяют собой Бога, а напоминают нам о Нем. Глядя на иконы, мы видим Божественный лик Спасителя, Пречистый лик Богородицы, благодатные, просветленные лики Святых, – видим как бы их Самих, созерцаемых нами через искусство иконописцев.
Митрополит Сурожский Антоний говорит: «Торжество Православия — это день, когда мы ликуем, что Бог остался непобежденным человеческим грехом, грехом ума, холодностью и неустойчивостью сердца, колебаниями воли, грехами плоти. Бог остался непобедим в Церкви Христовой, Бог остался непобедим в отдельных, конкретных личностях — в этом великая наша радость».
Для скачивания: Свете Тихий_04.03.23