Отвечает на вопросы клирик Свято-Духова кафедрального собора отец Андрей Ломакин.

— Каковы истоки происхождения детской Литургии?

— Самого по себе понятия детская Литургия как такового не существует. Это обычная Божественная Литургия, которая по своей продолжительности адаптирована для детей. Говорить «Божественная Литургия, адаптированная для детей» — довольно долго, поэтому между собой мы называем её детской Литургией.

— Как давно Вы служите детскую Литургию и как восприняли такую практику прихожане?

— Я как духовник воскресной школы Свято-Духова Кафедрального собора начал совершать ее с периода Великого поста 2022 года. Сама же детская Литургия в практике воскресной школы собора совершалась и ранее. В один период времени это богослужение было перенесено в храм духовной академии, а с Великого поста 2022 года служение детской Литургии возобновилось в крестильном храме Святых Мефодия и Кирилла.

— В чем отличия детской Литургии от обычной?

— На самом деле это обычная Божественная Литургия. Участие в причащении Тела и Крови Христовой – это единое для всех Таинство. Просто детская Литургия максимально сжата по времени. Хоть каждая часть богослужения имеет свое значение и по-своему важна, но дети не могут долго удерживать внимание, находится на одном месте, длительно стоять на богослужении. Именно для того, чтобы детям было посильно присутствие и участие в Литургии, она была грамотно адаптирована: сокращенно количество стихов в антифонах, вместо двух евангельских чтений читается одно. Места богослужения, которые невозможно сократить, такие как Херувимская песнь, Евхаристический канон, присутствуют в полном объеме.

— Какие особенности есть в Вашем служении и с чем Вам приходится сталкиваться на практике?

— Обычно детям хочется больше развлекаться, чем быть сосредоточенными, но что удивительно, когда мы начали совершать божественную Литургию для детей, очень много ребят изъявили желание нести послушание в алтаре, а также много мальчиков и девочек захотели присоединиться к хору исполняя песнопения во время богослужения. Это говорит о том, что дети не хотят быть пассивными слушателями, они хотят быть активными участниками. Это и не удивительно, ведь Божественная Литургия предполагает активное участие верующих. Благодаря этому детская Литургия оказалась очень приближенной к богослужению ранних веков, когда многие молящиеся принимали более активное участие в Литургии. А ещё я благодарен Богу за то, что храм во время Детской литургии всегда полон, несмотря на воскресный день и раннее утро. Я замечаю, как на службу приезжают дети с родителями, которые уже не посещают воскресную школу по разным причинам.

— Если ребенок хочет служить в алтаре, что ему для этого нужно сделать?

— В первую очередь, все начинается с подготовки родителями. Я разговариваю с родителями и прошу их побеседовать с ребенком, объяснить ему, что служение в алтаре — это не просто надеть на себя церковные одеяния и находиться не там, где все. Это определенное поведение, серьезный уровень настроенности на молитву, навыки и знание богослужения. Даже для того, чтобы выйти со свечей во время малого входа и великого входа, тоже нужны знания. Поэтому тут необходима серьезность, на которую, в первую очередь, должны настроить родители, а потом уже я беседую с ребенком. Бывает, что сами дети подходят ко мне и просят разрешить им прислуживать в алтаре. Тогда я говорю им, чтобы для начала они начали приходить на детскую Литургию на 15 минут раньше. Существует испытательный срок, который предназначен для того, чтобы человек понял для себя, нужно ему это или нет. Мы стараемся делать так, чтобы испытательным сроком было хотя бы то, что кандидат в алтарники начал ходить на каждую Литургию и приходить не в 9 утра или когда уже служба началась, а немного заранее. Это подготовит ребенка к тому, чем ему придется заниматься в будущем в алтаре храма, а для нас это показатель серьезности намерений ребенка.

— Сколько присутствует взрослых на детской литургии?

— Есть довольно давняя церковная практика – учет количества причащающихся и, как правило, у нас их где-то от 30 до 60 человек в зависимости от конкретного воскресного дня, а порой в независимости ни от чего. Взрослых может быть от 30 процентов до половины, потому что каждый ребенок может прийти со своими родителями. Есть небольшой процент уже повзрослевших детей, которые сами приезжают на литургию, а есть семьи, которые приходят с несколькими детьми. Если считать не по взрослым и детям, а по семьям, то у нас из присутствующих семей есть и родители и дети.

— В чем заключается ваша миссия непосредственно как священника, служащего для детей?

— Думаю, что для начала нужно разобраться, кто такой духовник. Прежде всего, духовник – это священник, который призван заботиться о духовном благополучии своей паствы. Но что такое духовное благополучие? На практике у нас это происходит так. Я как духовник, помимо того, что я также являюсь педагогом воскресной школы, проводя занятия со взрослой аудиторией, то есть с родителями, в перерывах между занятиями посещаю классы, стараюсь беседовать с детьми. У меня есть мешок с просфорами и когда кто-то праздновал или празднует день рождения я дарю просфорку и поздравляю ребенка с днем рождения. Ещё более ценно, когда дети сами ко мне подходят и делятся со мной своими переживаниями или событиями из их жизни, задают самые разные вопросы. Я стараюсь создавать добрую атмосферу. Если бы я был строгим батюшкой, то и близко ко мне никто бы из детей не подошел. Такое отношение как выслушать, ответить на вопрос, приобнять, где это нужно, оставляет самые важные впечатления о воскресной школе и стимулирует стремление ребенка к Богу. Служение священника – это отдающее служение. Даже когда я просто прошелся по классам, я повстречался, пообщался, чьи-то проблемы услышал, кому-то совет дал. Все это требует отдачи энергии, и после воскресной школы ощущается усталость.

— Почему стоит приходить детям и их родителям на детскую Литургию?

— Стоит отметить, что детская Литургия, на самом деле, является неотъемлемой частью учебного процесса воскресной школы. Жизнь школы в воскресенье начинается с молитвы на детской Литургии. Придя на богослужение, а затем подкрепившись в трапезной, можно максимально продуктивно получать наставление в Слове Божьем в кабинетах воскресной школы. Что касается тех, кто не учится в нашей воскресной школе, то двери храма, где проходит детская Литургия ни в коем случае не закрыты от других людей, они открыты для всех и более того, регулярно замечаю на службе прихожан, которые не ходят в нашу воскресную школу.

Я хочу призвать всех родителей, чтобы они никогда не забывали о духовном воспитании своих детей. Ярче всего богообщение проявляется в Литургии, поэтому она должна присутствовать хотя бы несколько раз в месяц, а лучше каждое воскресенье в жизни христианской семьи. А детей я бы хотел призвать к тому, чтобы они на этот краткий миг Божественной Литургии постарались сосредоточиться на самом важном, ведь Литургия – это встреча со Христом. Если научиться благоговейно встречать Христа еще с детства, то можно в будущем достичь гораздо больше духовных плодов.

Прошу Божьего Благословения для всех учащихся воскресной школы, для их родителей, для всех читателей этой статьи. Пусть Господь укрепляет телесно и духовно, и помогает нашим духовным глазам всегда быть открытыми, видеть Божьи милости и быть благодарным Творцу за всё.

Sobor.Minsk.by