[gdl_gallery title=»архиерейская-литургия-в-день-памяти-к» width=»215″ height=»140″ type=»1″] В день памяти первоучителей и просветителей, создателей славянской азбуки, первых памятников славянской письменности и старославянского литературного языка, проповедников христианства, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска была совершена Архиерейская Божественная литургия. Божественную литургию возглавил Преосвященный Вениамин, епископ Борисовский, викарий Минской епархии.
Равноапостольных Кирилла (ок. 827-869; до принятия в 869 монашества — Константин, Константин Философ) и Мефодия (ок. 815-885 — мирское имя неизвестно) называют учителями словенскими. Они родились в Македонии в начале IX века в городе Солуни (Салоники), отсюда — «солунские братья», и по происхождению были славянами из знатного рода «друнгария» — византийского военачальника. Мефодий — старший из семи братьев, Константин (Кирилл — его монашеское имя) — младший. Мефодий был в военном звании и правил одним из подчиненных Византийской империи славянским княжеством на Балканах, после убийства в 856 покровителя семьи – логофета Фектиста — постригся в монахи в одном из монастырей на Олимпе (Малая Азия). Святой Кирилл еще в детстве удивлял всех своими способностями, он получил блестящее образование в Константинополе, где его учителями были крупнейшие представители византийской интеллектуальной элиты – Лев Математик и святитель Фотий, будущий патриарх Константинопольский. Юноша в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки. Окончив учение, стал преподавать философию в Константинополе, получил прозвище Философа. Константин в 24 года принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме св. Софии. Но душа его стремилась к подвигу, к уединению. Вернувшись на родину, Константин Философ удалился на гору Олимп, там уже пребвал в пустынножительстве его брат Мефодий. День и ночь проводили они в чтении творений святых отцов и неустанной молитве.
В 857 году император Михаил вызвал обоих братьев для проповеди Евангелия в могучий тогда Хазарский каганат, угрожавший постоянными разрушительными набегами Византийской империи. Узнав, что мощи св. Климента все еще лежат в море, святые убедили архиепископа отправиться со всем клиром на корабле на поиски. По их молитве мощи чудесным образом были извлечены из моря и с великой честью доставлены в город. Затем святые братья отправились к хазарам — задача обратить в веру Христову этот враждебный народ, сделать его союзником Византии была непростой. Прибыв к хазарам, святые братья дружественно и с любовью долго беседовали с ними о сущности Православия. Убеждённый ими хазарский князь вместе со своими приближёнными приняли христианство. Князь хотел наградить своих учителей подарками, но они просили только отпустить с ними на родину греческих пленников, захваченных хазарами во время набегов. И он отпустил с ними 200 пленников. На пути домой братья взяли в Корсуни мощи св. Климента и повезли их в Константинополь.
В 863 году в Константинополь прибыло посольство правителя Великой Моравии, просившего прислать учителей для проповеди на родном для славян языке в этой недавно принявшей христианство стране. Моравский князь Ростислав понимал, как это важно в исторической перспективе. Моравия в то время была самым сильным и обширным славянским государством в центре Европы. Его стремились поглотить германские племена, в частности с помощью проповедников из Рима. Им важно было утвердить в славянском государстве церковь, подчиненную римскому Папе, которая в те времена фактически отделилась от восточной, Православной Церкви. Византийский император решил послать туда Константина и Мефодия.
Св. Константин приступил к новому подвигу, с помощью своего брата св. Мефодия и нескольких учеников он составил славянскую азбуку (так называемую «глаголицу», отражающую фонетические особенности славянского языка) и перевел книги, без которых не могло совершаться Богослужение. Этими книгами были Святое Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Тогда же Константином были созданы «Проглас» – первый крупный оригинальный поэтический текст на славянском языке и «Написание о правой вере» – первый опыт изложения на славянском языке христианской догматики, положившей начало созданию славянской религиозно-философской терминологии.
В Великой Моравии братья перевели на славянский язык текст Литургии и стали совершать богослужение на славянском языке. Это было главным делом жизни святых Кирилла и Мефодия. _Деятельность Константина и Мефодия встретила сопротивление немецкого духовенства (в церковном отношении Великая Моравия была подчинена епископству Пассау в Баварии), выступавшего против славянского письма и славянской Литургии, требовавшего, чтобы Литургия совершалась только на латинском языке.
14 февраля 869 года Равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святитель заповедал своему брату продолжать их общее дело — просвещать славянские народы светом христианской веры. Св. Мефодий умолял папу разрешить увезти тело брата для погребения в родной земле, но по решению папы и римских епископов мощи св. Кирилла были положены в церкви св. Климента, где от них стали совершаться чудеса.
Св. Мефодий продолжал распространять богослужение на славянском языке, а также книги и письменность. В конце 869 года Св. Мефодий был поставлен архиепископом Паннонии, практически Великой Моравии, которая тем самым приобрела церковную самостоятельность. В 870 году Великая Моравия была оккупирована войсками Восточно-Франкского королевства, Мефодий был арестован и сослан на два с половиной года в один из монастырей в Швабии. Восстание населения Моравии и вмешательство папы Иоанна VIII способствовали тому, что в 873 году новому моравскому князю Святополку удалось добиться освобождения Мефодия. Папа Иоанн VIII запретил Мефодию совершать Литургию на славянском языке, но Мефодий, посетив в 880 году Рим, добился отмены запрета. Продолжив Евангельскую проповедь, св. Мефодий крестил чешского князя Боривоя с его супругой Людмилой и одного из польских князей.
В последние годы своей жизни св. Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык почти весь Ветхий Завет, а также Правила святых отцов — «Номоканон Иоанна Схоластика» и святоотеческие книги — Патерик. Мефодию приписывается также славянский канон св. Димитрию — патрону Фессалоник. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание св. Мефодия было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда, столицы Великой Моравии.
После смерти Мефодия ученики его, защищавшие славянскую Литургию, были изгнаны из Моравии и нашли себе приют в Болгарии. Здесь был создан новый славянский алфавит на основе греческого; для передачи фонетических особенностей славянского языка он был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Этот алфавит, широко распространившийся у восточных и южных славян, получил впоследствии название «кириллицы» — в честь Кирилла (Константина).
Святые братья мужественно перенесли испытания и гонения за свой подвиг просвещения народов. Великий Божий дар преподнесли славянам святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Плодами их деяний мы пользуемся и поныне, они определили наше духовное и культурное направление.
[gdl_gallery title=»архиерейская-литургия-в-день-памяти-к» width=»215″ height=»140″]