В православном календаре среди мучеников всех времен имеется немало детей. Начиная со времен мучеников Маккавейских и 14 тысяч младенцев, истребленных Иродом в Вифлееме, православное благочестие с особой любовью относится именно к детям, ставшим жертвами внезапной насильственной смерти. В их случае жертвенная смерть соединялась с чистотою их невинности. Тем самым еще не совсем зрелые в физическом смысле отроки и младенцы становились истинной «солью земли» и «светом мира» (Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 13-14).
Отсюда причисление многих младенцев и отроков, замученных за веру от язычников в первые века христианства, а также в дальнейшем пострадавших от иноверных, инославных и атеистов, к лику святых. Отсюда и народное почитание и в дальнейшем причисление к лику святых мученика младенца Гавриила, названного Белостокским, Заблудовским и Слуцким.
Святой мученик младенец Гавриил Белостокский, сын благочестивых крестьян Петра и Анастасии Говделей, родился 22 марта 1684 года в селе Зверки, близ Заблудува (рус. Заблудово, совр. Польша). Крестили его с именем святого Архангела Гавриила в храме тогдашней Успенской Заблудовской обители, одной из немногих в Западно-Русском крае, сохранивших в XVII веке верность православию от посягательств римо-католиков. Основателями монастыря был известный род Ходкевичей.
Младенец Гавриил был особенным ребенком. Его доброта, доверчивость и смирение бросались в глаза каждому. Мальчик был спокойным и вдумчивым, не знал злобы и раздражения, радовался жизни и никогда не унывал. Чувства злобы и жадности были ему незнакомы. Гавриил легко делился со сверстниками тем немногим, что имел. С раннего детства мальчик постоянно молился. Нередко односельчане просили удивительного ребенка помолиться о них. Молитвы эти всегда помогали.
Родители младенца Гавриила, будучи под натиском иноверцев свято хранили православную веру, несмотря на притеснения, которым подвергались тогда православные Белой Руси, не желавшие принимать унию с латинянами. Они желали служить Богу и жить по Его заповедям, воспитать с малолетства единственное дитя, чтобы и оно свято хранило православную веру и семейные традиции. Большое влияние оказывала на святого младенца Гавриила близость монастыря, в котором во время богослужений созревал духовно, учился молитве и познавал Бога будущий мученик. Младенец Гавриил – религиозный, любящий родителей, невинный мальчик стал жертвой зла и изуверства.
11 апреля 1690 года, когда младенцу Гавриилу только исполнилось 6 лет, случилась беда. Отец мальчика отправился на работу в поле, жена понесла в полдень ему обед, оставив дитя без присмотра дома. Она была совершенно спокойна, так как в деревне все знали друг друга, а маленького Гавриила любили все соседи.
Живший в Зверках чужак-арендатор, некий Шутко, принадлежавший к иудаистской секте, приласкал мальчика и тайно увез в Белосток, где ребенок был предан ритуальным истязаниям, имитирующим страсти Христовы. Невинного ребенка страшно мучили, его распяли, как нашего Господа Иисуса Христа, искололи маленькое тельце и по каплям девять дней выпускали из мученика кровь. Злодей Шутко тайно привез убитого малыша и бросил на опушке около родной деревни Зверки. Вокруг тела страдальца собрались бродячие собаки, которые отгоняли от него хищных зверей и птиц. Три дня собачья стая охраняла тело младенца. По их лаю, несчастные родители нашли нетленное изуродованное тело своего сына, а собаки, исполнив свой долг, ушли в лес.
Младенец Гавриил был погребен на кладбище в родной деревне. Его мученическая кончина стала предметом судебного разбирательства. Во время следствия выяснились обстоятельства ритуального убийства, были найдены и заслуженно наказаны преступники. Результаты судебного разбирательства были записаны в «книгах правных магдебургии Заблудовской».
В 1720 году, во время эпидемии, местные жители старались хоронить умерших младенцев вблизи могилы мученика, чувствуя благодатность этого места. На могилу младенца часто приходили и дети и взрослые, от скромного холмика исходила благодать, тишина и покой, утихали беды и болезни. Однажды случайно задели гроб Гавриила и обнаружили его нетленные мощи. Их перенесли в крипту зверковской церкви. У мощей мученика Гавриила стали происходить чудеса. Прекратилась эпидемия, выздоравливали больные, бесноватые.
В 1746 году храм сгорел, но мощи Гавриила остались невредимыми. Частично обгорела только ручка, но после перенесения мощей в том же году в Заблудовский монастырь она чудесно зажила и покрылась кожей. В 1755 году в связи с ухудшением материального положения монастыря, из-за «его обветшалости и из-за опасений нападок со стороны иноверцев», с разрешения Константинопольского Патриарха и по благословению Киевского митрополита архимандрит Михаил (Козачинский) перенес мощи Гавриила в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. Архимандрит Михаил написал «Надгробие» – стихотворную повесть о младенце-мученике (Литовские епархиальные ведомости. 1885. № 35. С. 346).
По молитвам к младенцу Гавриилу происходило много исцелений, особенно детей. В 1820 году в Слуцке состоялась канонизация святого мученика младенца Гавриила. Постепенно почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской Империи. Православными он стал почитаться как покровитель детей и юношества. В 1855 году игумен Модест, ректор Слуцкой семинарии, составил молитву мученику Гавриилу. Ранее, в 1752 году, архимандрит Слуцкого монастыря Досифей (Голяховский), наместник Киевского митрополита, составил тропарь и кондак святому младенцу-мученику и до наших дней используемые. В 1908 году Волынский архиепископ Антоний (Храповицкий) написал канон святому. В 1893 году вышел указ Литовского архиепископа Доната (Бабинского-Соколова), предписывавший разместить во всех храмах епархии иконы с изображением мученика. В 1897 году на добровольные пожертвования для мощей Гавриила была изготовлена новая серебряная рака, впоследствии архиепископ Антоний подарил серебряную лампаду, помещенную перед ракой.
Донат (Бабинский-Соколов), архиепископ Литовский.
Фотография. Нач. 80-х гг. XIX в.
Мощи младенца мученика Гавриила лежали в раке совершенно открытыми. Обе ручки младенца держали маленький наперсный крест. Пальцы исколоты, на теле рваные раны. У раки висела доска, а на ней на церковно-славянском и польском языках надписи: «Мощи младенца Гавриила Гавделюченко из села Зверки графства Заблудовского, рожденного 1684 года марта 22 дня, а замученного от жидов в Белом Стоку 1690 года апреля 20 дня. О сем, кто хощет пространнее ведати, отсылается до книг правных Магдебургии Слуцкой. 1755 г. мая 9 дня, за благополучным княжением сиятельнейшаго князя Иеронима». В Слуцком монастыре хранилась книга, в которой записывались чудеса, происходившие у раки святого Гавриила. Вот несколько примеров:
- 5 июня 1908 года сын мещанки села Дрохичын Марии Загоровской, Борис имеющий 2 года и 3 месяца не чувствовал свои ноги. Когда же были пронесены над ним святые мощи, он без помощи матери встал и начал ходить.
- 5 июня дочь офицера запаса Матрона Антоновна Кул, 39 лет проживающая в селе Посутыче, страдала много лет, по причине ревматизма рук, выздоровела дотронувшись до гроба святого мученика младенца Гавриила.
- 20 мая 1909 года житель села Гурная Яков Иванович Голуб рассказал следующее. 20 лет страдал он от какой-то неизлечимой болезни левой ноги, нога была покрыта ранами. Местная медицина ничем не могла ему помочь, и ему посоветовали ехать в Варшаву на операцию в декабре 1908 года. Голуб обратился с горячей молитвой к святому мученику младенцу Гавриилу и дал обет в случае выздоровления совершить паломничество к мощам младенца Гавриила. 10 декабря 1908 года Голуб почувствовал себя лучше, вскоре раны на ноге зажили, и больной выздоровел.
- Этого же самого дня, жительница села Кобыляны Анна Казимировна Павлович пришла в церковь и засвидетельствовала, что у нее в течение трех лет нестерпимо болела правая рука, которая начала усыхать. Врачи постановили оперировать. Однако Анна обратилась в молитве к святому мученику младенцу Гавриилу и обещала прийти поклониться его святым мощам. Ее рука стала выздоравливать и, в конце концов, окончательно выздоровела (Чудесные исцеления по молитвам Святому младенцу Гавриилу// Гродненские епархиальные ведомости. 1909. № 31). (См. еще: Гродненские епархиальные ведомости. 1909. № 16. С. 89; № 31. С. 307-308).
Ежегодно в день памяти Гавриила в монастыре собиралось множество народа. Иногда количество паломников достигало 35 тысяч человек со всей Российской Империи. 21 апреля 1914 года Божественную литургию возглавил Волынский архиепископ Антоний в сослужении с епископами Минским Митрофаном и Слуцким Феофилактом и сонмом духовенства. После Литургии во время крестного хода со святыми мощами исцелился 6-летний крестьянский мальчик, у которого были парализованы ноги. Свидетелями этого чуда были не только епископы и духовенство, но и многочисленные паломники. Архиепископ Антоний (Храповицкий) окропил исцеленного малютку святой водой, затем всенародно произнес акафист святому мученику младенцу Гавриилу.
Антоний (Храповицкий), архиепископ Волынский,
впоследствии Митрополит Киевский, первоиерарх
Русской Православной Церкви за гранцей.
В 90-х годах XIX века начался сбор средств для строительства на родине Гавриила часовни, освящение которой состоялось 19 апреля 1894 года, часовня находилась на месте дома Говделей. Тогда же был учрежден ежегодный крестный ход из Заблудова в Зверки, проходивший 20 апреля. 11 июля 1895 года при участии Брестского епископа Иосифа (Соколова) был освящен храм во имя святого младенца Гавриила в Друскениках (ныне Друскининкай, Литва).
Епископ Иосиф (Соколов).
В 1910 году по благословению Гродненского епископа Михаила (Ермакова) Белостокский епископ Владимир (Тихоницкий) перенес деревянную раку, в которой до 1897 года почивали мощи святого, вместе с частицей его мощей в Николаевский собор Белостока, в 1912 году – в Супрасльский Благовещенский монастырь. В 1915 году рака с частицей мощей была привезена в Москву, в Покровский собор на Красной площади. Сразу после Октябрьской революции 1917 года с мощами Гавриила оказались связаны несколько судебных процессов, прошедших в Москве. Молебны, которые служил у раки с мощами Гавриила настоятель Покровского собора священномученик Иоанн Восторгов, стали одной из косвенных причин его ареста и последующего расстрела († 5 сентября 1918 года).
Священномученик Иоанн Восторгов,
Фотография. Начало ХХ века.
В ноябре 1919 года было возбуждено дело по обвинению настоятеля Покровского собора протоиерея Иоанна Ковалевского, клирика собора протоиерея И. Кузнецова, церковных сторожей супругов Мошковых и церковного старосты купца А. Щербакова в контрреволюционной и антисемитской пропаганде и нарушении законов о труде. 5 декабря 1919 года народный суд приговорил протоиереев Ковалевского и Кузнецова к 5 годам лишения свободы условно, Мошковых – к 1 году лишения свободы условно. Суд также запретил употребление тропаря и кондака святому младенцу Гавриилу «как определенно человеконенавистнических и контрреволюционных». Рака с мощами святого была сдана в Уголовный музей при Главмилиции «как вещественное по преступлению доказательство». Рака представляла собой ковчег около 70 см в длину и ширину, высотой около 35 см. В ней под стеклом находился написанный на сосновой доске образ святого мученика Гавриила. В раке была найдена кость размером 2,5´ 3,7 см, согласно заключению экспертизы, – «правая боковая часть затылочной кости человека; можно предполагать, что она принадлежала лицу детского возраста» (И. Ш. Церковники и их агенты перед народным революционным судом: Отзвуки дела Бейлиса: (Дело об антисемитской агитации в московском соборе Василия блаженного в связи с обнаружением в нем усыпальницы «мученика Гавриила») // РиЦ. 1919. № 6/8. С. 62-76). В 1920 году рака с частицей мощей попала в Музей атеизма, размещавшийся в зданиях закрытого Страстной иконы Божией Матери женского монастыря. Дальнейшая судьба этой частицы мощей Гавриила неизвестна.
В 30-х годах XX века, после ликвидации Слуцкого Свято-Троицкого монастыря, мощи Гавриила были перевезены в Минск, находились в Музее атеизма, в 1942 году их удалось перенести в кафедральный собор Минска. В 1943-1944 годах священник Алексий Зноско, настоятель церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селении Свислочь, написал акафист мученику Гавриилу. В начале 1944 года по благословению митрополита Минского Пантелеимона (Рожновского) отец Алексий отделил частицу от мощей святого мученика и разделил ее на 3 части. 1-я частица предназначалась для прихода в Свислочи; 2-я частица в мае 1944 года была вставлена в крест, хранившийся в Успенской церкви в Заблудове, где возобновились богослужения; 3-я частица предназначалась для Гродненского Покровского собора. В конце июня – начале июля 1944 года архиепископ Филофей (Нарко) поручил Смоленскому епископу Стефану (Севбо) доставить мощи святого Гавриила в Гродно. Протоиерей Феодор (Валиковский) и протодиакон Филипп (Рубан) перенесли гроб с мощами Гавриила в Покровский собор Гродно и поместили его в подземной части храма.
21-22 сентября 1992 года по благословению Гродненского и Волковыского архиепископа Валентина (Мищука) и Белостокского и Гданьского архиепископа Саввы (Грыцуняка) (ставшего в 1998 году Митрополитом Варшавским и всея Польши, предстоятелем Польской Православной Автокефальной Церкви) мощи святого младенца Гавриила крестным ходом были перенесены из Покровского собора Гродно в Николаевский собор города Белостока, где почивают в настоящее время.
С 1993 г. ежегодно 2-3 мая мощи святого мученика Гавриила переносят из Белостока в Заблудув, где у открытой раки совершаются торжественные богослужения. Частицы мощей младенца-мученика хранятся в Гродно – в Покровском соборе и в Рождество-Богородицком женском монастыре. В 2003 году на окраине Зверков (Польша) была освящена церковь во имя Гавриила (строительство шло с 1995 года). При храме создан женский монастырь. 3 мая 2003 г. рака с мощами святого младенца Гавриила крестным ходом на 1 день была принесена в новоосвященный храм в местечке Зверки (Польша).
Белостокский Никольский собор. Фото 2008 г
Святой мученик младенец Гавриил Белостокский считается покровителем больных детей, особенно страдающих язвами и кровотечением. Младенец-мученик является небесным патроном Братства православной молодежи в Польше.
Тропарь мученику младенцу Гавриилу Белостокскому
Тропарь, глас 5
Святый младенче Гаврииле, / ты за Прободеннаго нас ради от иудей / люте от онехже в ребра прободен был еси / и за Истощившаго кровь Свою за нас / все тело твое на истощение крове / в лютыя язвы предал еси, / ныне же во славе вечней с Ним вселился еси. / Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою, / прося нам здравие телеси / и спасение душам нашим.
Кондак, глас 6-й
Отечество твое Зверки бысть,/ мучениче Христов Гаврииле,/ идеже от истых зверей – иудеев восхищен:/ абие родителей лишен еси,/ таже вся поряду люте претерпев,/ в отечество Небесное преселился еси./ Восхищай и нас зде от всяких напастей и скорбей/ и умоли, молим тя,/ улучити вечное наследие твое.
Величание
Величаем тя, страстотерпче святый младенче Гаврииле, и чтем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.
АКАФИСТ МУЧЕНИКУ МЛАДЕНЦУ ГАВРИИЛУ БЕЛОСТОКСКОМУ
КОНДАК 1.
ИЗБРАННЫЙ МЛАДЕНЧЕ ХРИСТОВ ГАВРИИЛЕ, ВЕЛИЧАЕМ ПРОСЛАВЛЬШАГО ТЯ ГОСПОДА, ВОСХВАЛЯЕМ ТЯ ЛЮБОВИЮ, ТВОЕ ДЕТСКОЕ НЕЗЛОБИЕ И СТРАСТИ ЧЕСТНАЯ ВОСПЕВАЕМ. ТЫ ЖЕ ЯКО ПТЕНЕЦ НЕПОРОЧЕН ОТ ЧРЕВА МАТЕРЕ БОГОМ ПРЕДУСТАВЛЕННЫЙ И ГОРНЕМУ ЗВАНИЮ СОПРИЧТЕННЫЙ, НА НЕБЕСАХ ПРЕДСТОЯ, ЗА НАС МОЛИСЯ ДА ЗОВЕМ ТИ: РАДУЙСЯ ГАВРИИЛЕ, МУЧЕНИЧЕ ХРИСТОВ И ОТРОЧА ЧИСТЕЙШЕЕ.
ИКОС 1.
АНГЕЛ СВЕТЕЛ НА ЗЕМЛИ ЯВИЛСЯ ЕСИ, ГАВРИИЛЕ, ЯКО МЛАДЕНЕЦ БЫВ НИЧТОЖЕ СКВЕРНАЯ СОВЕРШИВЫЙ. ТЕМЖЕ ХРИСТОС, ОТ ЗЕМЛИ ВОСПРИИМЫЙ, НЕБЕСНАЯ ВРАТА ТЕБЕ ОТВЕРЗЕ ИЗБРАННЫМ СОЧЕТАВАЯ, С НИМИЖЕ НЕПРЕСТАННО ВОСХВАЛЯЕМ ПРЕСВЯТУЮ ТРОИЦУ. ТОГО РАДИ УСЛЫШИ НАС, ПОЮЩИХ ТЕБЕ НА ЗЕМЛИ СИЦЕВАЯ: РАДУЙСЯ БЛАГОВОННЫЙ СОСУДЕ АНГЕЛЬСКИЯ ЧИСТОТЫ. РАДУЙСЯ БЛАГОЧЕСТИВЫХ РОДИТЕЛЕЙ ТВОИХ ПЕТРА И АНАСТАСИИ ОТРАСЛЕ ПРЕЧУДНАЯ. РАДУЙСЯ МЛАДЕНСТВУЮЩИХ КРАСОТО. РАДУЙСЯ, ЯКО ЖИТИЕ ТВОЕ БЕЗГРЕШНО. РАДУЙСЯ, ЯКО ЧЕСТНА СМЕРТЬ ТВОЯ ПРЕД БОГОМ. РАДУЙСЯ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ КРЕСТ ХРИСТОВ ВОЗЛЮБИВ ПОНЕСЫЙ. РАДУЙСЯ НЕИЗРЕЧЕННУЮ СЛАВУ БОЖИЮ НА НЕБЕСИ ЗРЕТИ СПОДОБИВЫЙСЯ. РАДУЙСЯ ГАВРИИЛЕ, МУЧЕНИЧЕ ХРИСТОВ И ОТРОЧА ЧИСТЕЙШЕЕ.
КОНДАК 2.
ВИДЯ ХРИСТОС ПРИСНОЕ НАНЬ ВОЗСТАНИЕ ЖЕСТОКОСЕРДЫХ ЛЮДЕЙ, НАРЕЧЕ ТЯ, ГАВРИИЛЕ – МЛАДЕНЦА СОВЕРШЕННА, ВОИНОМ НЕБЕСНЫМ ДОБРОПОБЕДНЫМ, ДА СТРУЯМИ КРОВЕЙ ТВОИХ ЧИСТЕЙШИХ НЕЧЕСТИЕ БОГОБОРЦЕВ ПОСЕЧЕ И ТЕХ ПОСРАМИ И ДА ТОБОЮ ВИДЯЩЕ ВЕЛИЧИЯ БОЖИЯ И ВЕЛИЧИЯ ЦЕРКВИ НАШЕЯ ЛЕПОТНО ПОЕМ В ТРОИЦЕ СЛАВИВОМУ БОГУ: АЛЛИЛУИА.
ИКОС 2.
РАЗУМ ХРИСТОУБИЙСТВОМ НЕДУГУЮЩИЙ ИМУЩЕ, МУЧИТЕЛЬ РОДИТЕЛЕМ ТВОИМ НА МАЛО ВРЕМЯ ИЗ ДОМУ ИЗШЕДШИМ, ЛЕСТИЮ ЯТ ТЯ, ГАВРИИЛЕ, И ВО ГРАД БЕЛОСТОК УВЕЗЕ. ОТ ЧИСТЫЯ ТВОЕЯ КРОВЕ АКИ ЗВЕРЬ ХИЩНЫЙ ЖАЖДАЙ НАСЛАДИТИСЯ. ЕГДАЖЕ БЕЗКРОВЕН И МЕРТВ БЫЛ ЕСИ, МУЧИТЕЛИЕ НИЗРИНУВШЕ ТЯ НА НИВУ ЖИТНЮ ЗЕЛЕНУ БЛИЗ ВЕСИ ЗВЕРКИ ТВОЕ ВЕРГОША. ТАКОВОМУ УБО ПОДВИГУ ВО СТРАДАНИИ ТВОЕМ ДИВЯШЕСЯ, ВОПИЕМ ТИ: РАДУЙСЯ ТАЙНЫХ УБИЙЦ ЖЕРТВА КРОТКАЯ. РАДУЙСЯ ПРЕТЕПРЕВЫЙ СТРАШНЫЯ, МУЧЕНИЯ. РАДУЙСЯ ЯВЛЬШИЙ НА СЕБЕ ХРИСТОВЫХ СТРАСТЕЙ ИЗОБРАЖЕНИЕ. РАДУЙСЯ ПОСЛАННЫЙ ОТ ГОСПОДА ОБЛИЧИТИ ЗАБЛУЖДЕНИЯ. РАДУЙСЯ УТВЕРЖДЕНИЕ ВЕРЫ. РАДУЙСЯ ЦЕРКВЕ СВЕТИЛЬНИЧЕ НЕМЕРКНУВШИЙ. РАДУЙСЯ. ЯКО СОПРИЧТЕН ЕСИ ЛИКОМ МУЧЕНИКОВ. РАДУЙСЯ, ЯКО МУЧЕНЬМИ ТВОИМИ ПРОСЛАВИСЯ ОТЕЦ НЕБЕСНЫЙ. РАДУЙСЯ ГАВРИИЛЕ, МУЧЕНИЧЕ ХРИСТОВ И ОТРОЧА ЧИСТЕЙШЕЕ.
КОНДАК 3.
СИЛОЮ ВСЕВЫШНЯГО, УКРЕПЛЯЕМ НА КРЕСТЕ, ПРОСТЕРТ БЫВ, МУЧЕНИЧЕ ЧИСТЕЙШИЙ, ПОЧИЛ ЕСИ В СКИНИЯХ НЕБЕСНЫХ, ЗВЕРООБРАЗНОЕ КРОВОПРОЛИТИЕ ОБЛИЧИВ И ЯРОСТНОЕ НЕЧЕСТИЕ УЯЗВИВ. РАДУЯСЯ ЖЕ ВОСПЕЛ ЕСИ СО ВСЕМИ СТРАСТОТЕРПЦЫ ПОБЕДНУЮ ПЕСНЬ БОГУ: АЛЛИЛУИА.
ИКОС 3.
ИМУЩЕ, МУЧЕНИЧЕ БОЖИЙ, НЕБО ПОКРОВОМ И НИВУ ЗЕЛЕНУ ОДРОМ УПОКОЕНИЯ, НА НЕЙ ТРИЕ ДНИЕ БЕЗВЕСТНЕ НЕПОГРЕБЕН ПРЕБЫЛ ЕСИ. ТМЫ ПТИЦ ХИЩНЫХ, С НИМИЖЕ ПСОВ АЛЧНЫХ МНОЖЕСТВО НЕПОРОЧНОЕ ТЕЛО ТВОЕ ТОГДА ОКРУЖАХУ, ОБАЧЕ ПРИКОСНУТИСЯ ЕМУ НИКАКОЖЕ ДЕРЗАЮЩЕ. ПСИ БО МУДРИИ ТЕЛУ ТВОЕМУ ОТ ПТИЦ ХИЩНЫХ СТРАЖЕЮ БЫША. О СЕМ ЗНАМЕНИЕ БОЖИЕ РАЗУМЕЮЩЕ ГЛАГОЛЕМ: РАДУЙСЯ БОГОЛЮБЕЗНОЕ ЧАДО ХРИСТОВО. РАДУЙСЯ ДИВНАГО СМОТРЕНИЯ БОЖИЯ ИСПОЛНЕНИЕ. РАДУЙСЯ СЫНУ БОЖИЮ ВОЖДЕЛЕННЫЙ. РАДУЙСЯ ПРАВЕДНИКОМ СВЯТЫМ ЕДИНОНРАВНИЧЕ. РАДУЙСЯ ПТЕНЕЦ ЧИСТЫЙ, В ГНЕЗДА НЕБЕСНЫЯ ПРИЯТЫЙ. РАДУЙСЯ РАЙСКАГО ДРЕВА ВЕТВЬ МЛАДАЯ. РАДУЙСЯ НЕБЕСНЫХ СВЕТЛОСТЕЙ СИЯНИЕ. РАДУЙСЯ СВЕТЛАЯ ЗВЕЗДО, НА ТВЕРДИ НЕБЕСНЕЙ БЛИСТАЮЩАЯ. РАДУЙСЯ ГАВРИИЛЕ, МУЧЕНИЧЕ ХРИСТОВ И ОТРОЧА ЧИСТЕЙШЕЕ.
КОНДАК 4.
БУРЯ ВОЛНЕНИЯ ОДЕРЖИТ НЫ, СТРАСТОТЕРПЧЕ МЛАДЫЙ, ЕГДА ЛЮТУЮ СМЕРТЬ ТВОЮ ПОМЫШЛЯЕМ И ЧУДО ПРЕЕСТЕСТВЕННОЕ ЗРИМ НА ТЕБЕ ЯВЛЕННОЕ, ЯКО БО МЛАДЕНЕЦ БЫВ ТЕЛОМ, МУЖЕМ СОВЕРШЕННЫМ ТЕРПЕНИЕМ В СТРАДАНИИ ТВОЕМ ЯВИЛСЯ ЕСИ. ТЕМ УБО ПОДВИГ ТВОЙ СТРАСТНЫЙ УМОМ СОЗЕРЦАЮЩЕ, ВОСПЕВАЕМ ДАВШЕМУ ТИ КРЕПОСТЬ: АЛЛИЛУИА.
ИКОС 4.
СЛЫШАВШЕ РОДИТЕЛИЕ ТВОЯ ОТ НАСЕЛЬНИКОВ ВЕСИ ЗВЕРКОВСКИЯ, ЯКО ЧАДО ИХ НА МЕСТЕ ПУСТЕ ОТ ТРИЕХ ДНИЙ БЕЗДЫХАННО ОБРЕТАЕТСЯ, ПРИИДОША И КОНЧИНУ ТВОЮ БЕЗВРЕМЕННУ ОПЛАКАВШЕ, ЧЕСТНОЕ ТЕЛО ТВОЕ НА ЦЕРКОВНЫЙ ПОГОСТ ПРИНЕСОША И БЛИЗ ЦЕРКВЕ ВЕСИ ТВОЕЯ ЗВЕРКИ ПОГРЕБОША, БЕЗЧЕЛОВЕЧНОМУ МУЧИТЕЛЕЙ ЗЛОДЕЯНИЮ КУПНО СО ВСЕМИ ЕДИНОВЕРНЫМИ УЖАСАХУСЯ. МЫ ЖЕ, ДИВЯЩЕСЯ ТВОЕМУ ТЕРПЕНИЮ, ВОСХВАЛЯЕМ СТРАСТИ ТВОЯ И УМИЛЕННО ВЗЫВАЕМ: РАДУЙСЯ, МЛАДАЯ ВЕТВЬ ИСКУСА МИРСКИХ СЛАСТЕЙ НЕ ВКУСИВША. РАДУЙСЯ ЗЕМНЫХ БЛАГ ЛИШЕННЫЙ, ДА НЕБЕСНЫХ ПРИЧАСТНИКОМ ЯВИШИСЯ. РАДУЙСЯ ШЕСТИ ЛЕТ ОТ УБИЙЦ ПОГУБЛЕННЫЙ. РАДУЙСЯ В ВЕЧНОЕ ЦАРСТВО ВСЕЛИВЫЙСЯ. РАДУЙСЯ БЕЗВРЕМЕННЫЙ ПРЕСТАВЛЕНИЕМ СВОИМ УТРОБЫ ОТЦА И МАТЕРЕ ТВОИХ СМУТИВЫЙ. РАДУЙСЯ, ЯКО «СКОРБЬ ИХ В РАДОСТЬ ВЕЛИЮ ПРЕМЕНИЛСЯ. РАДУЙСЯ, ЯКО ПРАВЕДНИК ЯВИЛСЯ ЕСИ ВЛАДЫЦЕ. РАДУЙСЯ ПОДРАЖАТЕЛЮ СТРАСТЕЙ ХРИСТОВЫХ. РАДУЙСЯ ГАВРИИЛЕ, МУЧЕНИЧЕ ХРИСТОВ И ОТРОЧА ЧИСТЕЙШЕЕ.
КОНДАК 5.
БОГОТЕЧНОЮ ЗВЕЗДОЮ БЫЛ ЕСИ В МИРЕ, ЧАДО БЛАЖЕННОЕ ГАВРИИЛЕ, БЛИСТАЯ АНГЕЛЬСКОЮ ЧИСТОТОЮ, ТЕМЖЕ НЫНЕ СИЯЕШИ НА НЕБЕСЕХ СЛАВОЮ ВЕЧНОЮ С ЛИКИ ПРАВЕДНИК, С НИМИЖЕ НЕПРЕСТАННО ВЗЫВАЕМ ЦАРЮ СЛАВЫ-ХРИСТУ: АЛЛИЛУИА.
ИКОС 5.
ВИДЯ РАВНОАНГЕЛЬСКУЮ ЧИСТОТУ СЕРДЦА ТВОЕГО. КРОТОСТЬ И НЕЗЛОБИЕ, В НИХЖЕ МУЧЕНИЧЕСКИ ПРЕСТАВИЛСЯ ЕСИ, ГАВРИИЛЕ, ПРОСЛАВИ ТЯ ВО СВЯТЫХ СВОИХ БОГ, ВОИСТИНУ БО ЧУДО ПРЕСЛАВНО – ПО ТРИДЕСЯТЕХ ЛЕТЕХ ТЕЛО ТВОЕ НЕТЛЕННО ОБРЕТЕСЯ, ИСТОЧНИК ИСЦЕЛЕНИЙ ВСЕМ С ВЕРОЮ К ТЕБЕ ПРИТЕКАЮЩИМ ЯВЛЯШЕ. ПРИИМИ УБО ОТ НАС ПОХВАЛУ СИЮ: РАДУЙСЯ ПРИЯТЕЛИЩЕ БЛАГОДАТИ. РАДУЙСЯ НЕТЛЕНИЕМ МОЩЕЙ ТВОИХ ВЕЛИЧАЙШИЯ РАДОСТИ ИСПОЛНИВЫЙ. РАДУЙСЯ ИСТОЧНИЧЕ ЧУДЕСНЫХ ИСЦЕЛЕНИЙ. РАДУЙСЯ, ЯКО ГОСПОДЬ СИЛ НА ТЕБЕ ДИВНАЯ ЯВИЛ ЕСТЬ. РАДУЙСЯ НЕВЕРИЕ МУЧИТЕЛЕЙ НИЗЛОЖИВЫЙ. РАДУЙСЯ КРОВИЮ СВОЕЮ ПРАВОВЕРИЕ УТВЕРДИВЫЙ. РАДУЙСЯ В РАДОСТЬ ГОСПОДА НАШЕГО ВШЕДЫЙ. РАДУЙСЯ МОЛИТВЕННИЧЕ НАШ ПРЕД БОГОМ. РАДУЙСЯ ГАВРИИЛЕ, МУЧЕНИЧЕ ХРИСТОВ И ОТРОЧА ЧИСТЕЙШЕЕ.
КОНДАК 6.
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА ПРОСЛАВЛЯЕТ ТВОЯ, МЛАДЕНЧЕ ГАВРИИЛЕ, СТРАСТИ, РАНЫ И МУКИ, О БОЗЕ ТОБОЮ ПОДЪЯТЫЯ ИХЖЕ РАДИ ДИВНО ПРОСЛАВИ ТЯ ГОСПОДЬ И ТЕЛО ТВОЕ НЕТЛЕННО ЗЕМЛИ БЕЛОСТОЦЦЕЙ ЯВИ, ДА С УМИЛЕНИЕМ ЗОВЕМ: АЛЛИЛУИА.
ИКОС 6.
ВОЗСИЯ НАМ НОВОЕ ЧУДО, ПРОМЫШЛЕНИЯ БОЖЕСТВЕННОГО ТАЙНУ ЯВЛЯЮЩЕ. ЕГДА ЦЕРКОВЬ ЗВЕРКОВСКАЯ В ПЛАМЕНИ ОГНЯ ПОГИБЕ, ОБАЧЕ МОЩИ ТВОЯ СВЯТЫЯ ПОД СПУДОМ ЕЯ ХРАНЯЩИЯСЯ, НЕВРЕЖДЕННЫ ОБРЕТОШАСЯ. О СЕМ ДИВЯЩЕСЯ, ВЕРОЮ С ЧИСТЫМ СЕРДЦЕМ ВОЗГЛАШАЕМ ТИ, ПРОСЛАВЛЕННЫЙ МЛАДЕНЧЕ ГАВРИИЛЕ: РАДУЙСЯ ИСПОЛНИВЫЙ НА СЕБЕ СЛОВО БОЖИЕ, ЯКО ХРАНИТ ГОСПОДЬ КОСТИ ПРАВЕДНЫХ. РАДУЙСЯ УТВЕРДИВЫЙ СЛОВО ХРИСТА БОГА, ЯКО ВЛАС ГЛАВЫ ВАШЕЯ НЕ ПОГИБНЕТ. РАДУЙСЯ СОКРОВИЩЕ ДУХОВНОЕ ВЕРНЫХ БОГАТЯЩЕЕ. РАДУЙСЯ ОТРАДНЫМ УПОВАНИЕМ НА СПАСИТЕЛЬНАЯ ОБЕТОВАНИЯ НАС ВЕСЕЛЯЩИЙ. РАДУЙСЯ НА НЕБЕСИ И НА ЗЕМЛИ АНГЕЛЫ И ЧЕЛОВЕКИ ДОСТОЙНО ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ. РАДУЙСЯ МОЛИТВАМИ ТВОИМИ СОЗДАТЕЛЯ УМИЛОСТИВЛЯЯЙ. РАДУЙСЯ ИЗБРАННИЧЕ БОЖИЙ. РАДУЙСЯ ПСАЛТИРЕ СЛАВУ ТВОРЦА ВОЗВЕЩАЮЩАЯ. РАДУЙСЯ ГАВРИИЛЕ, МУЧЕНИЧЕ ХРИСТОВ И ОТРОЧА ЧИСТЕЙШЕЕ.
КОНДАК 7.
ХОТЯЙ ЧЕЛОВЕКОЛЮБЕЦ ГОСПОДЬ ЯВИТИ В ТЕБЕ ОБРАЗ НАЗИДАНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ, ПОКАЗА ТЯ, ГАВРИИЛЕ, СУГУБА СТРАСТОТЕРПЦА, СТРЕМЛЕНИЯ БОГОХУЛЬНИК СОКРУШАЮЩА, ДА И МЫ ДОБРОДЕТЕЛЕМ ТВОИМ, В НИХЖЕ БЛИСТАЕШИ, ПОРЕВНУЕМ И ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ НАСЛЕДИМ, ДИВНОМУ В СВОЕМ ПРОМЫШЛЕНИИ БОГУ ВОСПЕВАЯ: АЛЛИЛУИА.
ИКОС 7.
НОВЫЙ СВЕТИЛЬНИК ПРЕСВЕТЛЫЙ, НЕ ПОД СПУДОМ СОКРЫВАЕМЫЙ, НО НА СВЕЩНИЦЕ ЦЕРКВЕ ХРИСТОВОЙ ПОСТАВЛЕННЫЙ И ОТ БОГА ПРОСЛАВЛЕННЫЙ ЯВИЛСЯ ЕСИ, СВЯТЫЙ ГАВРИИЛЕ, ТЬМУ РАЗСЕЕВАЮЩИЙ И ХРИСТУ ПРОТИВЯЩИЯСЯ БОГОБОРЦЫ КРЕПКО ПОБЕЖДАЮЩИЙ. ТОГО РАДИ ПЕСНОСЛОВИМ ТЯ СИЦЕ: РАДУЙСЯ МНОГИ СКОРБИ ОТ МУЧИТЕЛЕЙ ПРЕТЕРПЕВЫЙ. РАДУЙСЯ ТЕХ ЗЛОБУ И КОВАРСТВО ПОБЕДИВЫЙ. РАДУЙСЯ ПРАВУЮ ВЕРУ ВО ИСТИННАГО В ТРОИЦЕ ПРОСЛАВЛЯЕМАГО БОГА ХРАНИТИ НАС НАУЧАЮЩИЙ. РАДУЙСЯ СТОПЫ НАША НА ПУТЬ СПАСЕНИЯ НАПРАВЛЯЮЩИЙ. РАДУЙСЯ ЗА ПРОБОДЕННАГО ХРИСТА БОГА МНОЖЕСТВО РАН ПРИЯВШИЙ. РАДУЙСЯ, ЯКО О НЕМ НА НЕБЕСИ ПРОСЛАВЛЯЕШИСЯ. РАДУЙСЯ СЛАВО ПРАВОСЛАВНЫХ ЛЮДЕЙ ЧЕСТНАЯ. РАДУЙСЯ, ТОБОЮ БО ПОСЕТИ ГОСПОДЬ ЗЕМЛЮ НАШУ. РАДУЙСЯ ГАВРИИЛЕ, МУЧЕНИЧЕ ХРИСТОВ И ОТРОЧА ЧИСТЕЙШЕЕ.
КОНДАК 8.
СТРАННОЕ И ПРЕСЛАВНОЕ ЗНАМЕНИЕ БЛАГОВОЛЕНИЯ БОЖИЯ ВИДИТСЯ НА ТЕБЕ ВСЕМ ПРИТЕКАЮЩИМ К ТЕБЕ. ГАВРИИЛЕ, ДАННОЮ БО ТЕБЕ БЛАГОДАТЬЮ С ВЕРОЮ ПРОСЯЩИХ ОТ ВСЯКИХ НАПАСТЕЙ ОХРАНЯЕШИ, ОТ СКОРБЕЙ СВОБОЖДАЕШИ И ВСЯКО ПРОШЕНИЕ С ВЕРОЮ ПРИНОСИМОЕ ИСПОЛНЯЕШИ, НАУЧАЮЩЕ ДИВНОМУ ВО ЧУДЕСЕХ СВОИХ БОГУ ПЕТИ: АЛЛИЛУИА.
ИКОС 8.
ВЕСЬ В ЯЗВАХ, ИСКЛАН И ОБЕЗКРОВЛЕН БЫВ, ГАВРИИЛЕ, ПРЕДАЛ ЕСИ ПРАВЕДНЫЙ ДУХ ТВОЙ В РУЦЕ БОЖИИ, ОТ СТРАДАНИЙ УПОКОЕВАЯСЯ, ЖИТЕЙСКИХ ЗОЛ И ПЕЧАЛЕЙ ЗЕМНЫХ НЕПРИЧАСТЕН БЫВ. О СЕМ ПРАВЕДНЫМ В БОЗЕ УПОКОЕНИИ СО УМИЛЕНИЕМ ВСПОМИНАЮЩЕ, СИЯ ПРИНОСИМ ТЕБЕ ГЛАГОЛЫ: РАДУЙСЯ НЕПОРОЧНЫЙ ВО УСПЕНИИ ТВОЕМ. РАДУЙСЯ НА ЛОНО АВРААМА АНГЕЛЫ ВОЗНЕСЕННЫЙ. РАДУЙСЯ ВО ОБИТЕЛИ РАЙСКИЯ СО СЛАВОЮ ВОСПРИЯТЫЙ. РАДУЙСЯ ВЕНЦЕМ БЕЗСМЕРТИЯ ОТ ГОСПОДА УВЕНЧАННЫЙ. РАДУЙСЯ ХРИСТА БОГА БЛАГИЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЮ. РАДУЙСЯ. ЯКО ТВОЕГО МЛАДЕНСТВА ЕСТЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ. РАДУЙСЯ, ЯКО ВСЕМ ВЕРНЫМ ВОСПОМИНАНИЕ ТВОЕ ПРЕСЛАДКО. РАДУЙСЯ ГАВРИИЛЕ, МУЧЕНИЧЕ ХРИСТОВ И ОТРОЧА ЧИСТЕЙШЕЕ.
КОНДАК 9.
ВСЯК ЗЕМНОРОДНЫЙ СЛЫШАНИЕМ О МУКАХ ТВОИХ, КРОТКИЙ МЛАДЕНЧЕ, УМИЛЯЕТСЯ И СТРАСТИ ТВОИ ПОЧИТАЕТ. ЦЕРКОВЬ ЖЕ ПРАВОСЛАВНАЯ МУЧЕНИЧЕСКУЮ КОНЧИНУ ТВОЮ ПОЧИТАЕТ И О ИМЕНИ ТВОЕМ СВЯТОМ ЛИКОВСТВУЕТ, РАДОСТНО ПОЯ: АЛЛИЛУИА.
ИКОС 9.
ВИТИИ МНОГОГЛАГОЛИВИИ, ОЧИМА РАЗУМА СМОТРЯЩИИ И СУЕ-ГЛАГОЛИВЫМИ УСТЫ ИЗЪЯСНЯЮЩИМИ ПРЕМУДРОСТЬ ТВОРЧЕСКУЮ УСТРОЕНИЯ ВСЕЛЕННЫЯ, НЕДОУМЕВАЮТ, ЧЕСО РАДИ СТРАДАНИЯ НЕПОРОЧНЫХ МЛАДЕНЦЕВ БЫВАЮТ. МЫ ЖЕ, ТАИНСТВУ СЕМУ ДИВЯЩЕСЯ, ВОЗГЛАШАЕМ ТИ, ГАВРИИЛЕ СВЯТЕ, ЗОВУЩЕ: РАДУЙСЯ, ЯКО СТРАДАНИЯ ТВОЯ СТРАДАНИЯМ ПРОЧИХ ПРАВЕДНИК РАВНОЧЕСТНЫ. РАДУЙСЯ, ЯКО ВО СТРАДАНИИ ТЕЛА ЗА НЫ СТРАДАВШЕМУ СОРАСПЯЛСЯ ЕСИ. РАДУЙСЯ СИЯНИЕ ТВОРЧЕСКИЯ ПРЕМУДРОСТИ. РАДУЙСЯ БОЖЕСТВЕННОЕ О ЗЕМНОРОДНЫХ ПРОИЗВОЛЕНИЕ. РАДУЙСЯ ГЛАС НЕБЕСНЫЙ, НА ПОДВИГ СПАСЕНИЯ ВСЕХ ПРИЗЫВАЮЩИЙ. РАДУЙСЯ ПЕРСТЕ БОЖИЙ, ГОРНЯЯ НАМ УКАЗУЮЩИЙ. РАДУЙСЯ, ЯКО ХРИСТУ ЦАРЮ МОЛИТВЫ О НАС ПРИНОСИШИ. РАДУЙСЯ ГАВРИИЛЕ, МУЧЕНИЧЕ ХРИСТОВ И ОТРОЧА ЧИСТЕЙШЕЕ.
КОНДАК 10.
СПАСТИСЯ ХОТЯЩИМ СВЯТЫЙ МУЧЕНИЧЕ, СТРАДАНИИ СВОИМИ ОБРАЗ ЯВЛЯЕШИ ПРАВАГО ШЕСТВИЯ К БОГУ, ДОБРОДЕТЕЛИ И ПЛОДОВ ПРИНОШЕНИЯ. НАСЛАЖДАЯСЯ ЖЕ НЫНЕ НЕБЕСНЫХ БЛАГ НЕИЗРЕЧЕННЫХ. ПОМЯНИ И НАС ЗДЕ НА ЗЕМЛИ СТРАДАНИЯ ТВОЯ ВОСХВАЛЯЮЩИХ И БОГУ ПОЮЩИХ: АЛЛИЛУИА.
ИКОС 10.
СТЕНА НЕСОКРУШИМА ЕСИ, ГАВРИИЛЕ, ВСЕМ СКОРБЯЩИМ И НАПАСТВУЕМЫМ, ПРИЗЫВАЮЩИМ ЖЕ ТЕБЕ, МЛАДЕНЧЕ, В БОЛЕЗНИ СУЩИМ И МАТЕРЕМ, О ЧАДЕХ СВОИХ СКОРБЯЩИМ, ОСЛАБУ И УТЕШЕНИЕ ПРЕДСТАТЕЛЬСТВОМ ТВОИМ ПОДАЕШИ. ТЕМЖЕ ЗА ВСЯ БЛАГОДЕЯНИЯ, ТОБОЮ НАМ ЯВЛЯЕМАЯ, БЛАГОДАРСТВЕННО ВОСКЛИЦАЕМ: РАДУЙСЯ ХРАНИТЕЛЮ НАШ КРЕПКИЙ. РАДУЙСЯ ЗАСТУПНИЧЕ НАШ УСЕРДНЫЙ. РАДУЙСЯ МЛАДЕНЦЕВ НЕБЕСНЫЙ ПОКРОВИТЕЛЮ. РАДУЙСЯ БОЛЯЩИХ И НЕДУЖНЫХ ЧАД БЛАГИЙ ЦЕЛИТЕЛЮ. РАДУЙСЯ МАТЕРЕМ, ИЩУЩИМ УПОКОЕНИЯ О ЧАДЕХ ОТШЕДШИХ, СКОРЫЙ УТЕШИТЕЛЮ. РАДУЙСЯ МЯТУЩИХСЯ ПОМЫСЛАМИ УМИРОТВОРИТЕЛЮ. РАДУЙСЯ ЧИСТОТЫ ДУШЕВНЫЯ НАЗИДАТЕЛЮ. РАДУЙСЯ УГОДНИЧЕ БОЖИЙ. РАДУЙСЯ ГАВРИИЛЕ, МУЧЕНИЧЕ ХРИСТОВ И ОТРОЧА ЧИСТЕЙШЕЕ.
КОНДАК 11.
ПЕНИЕ, ЕЖЕ ПРИНОСИМ ТИ, ГАВРИИЛЕ, НЕСТЬ ДОВОЛЬНО К ПОХВАЛЕНИЮ ПРЕСЛАВНЫХ ВО СТРАДАНИИ ПОДВИГОВ ТВОИХ. ОБАЧЕ ЗРЯЩЕ УСЕРДНОЕ НАШЕ ПРОИЗВОЛЕНИЕ, ПРИНОСИМОЕ НАМИ ПЕНИЕ МИЛОСТИВНО ПРИИМИ, НАС ЖЕ ОТ ГРЕХОВ И НАПАСТЕЙ СВОБОДИ, ДА ЧИСТЫМ СЕРДЦЕМ ЗОВЕМ СОЗДАТЕЛЮ НАШЕМУ: АЛЛИЛУИА.
ИКОС 11.
СВЕТОМ БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ ОТ УТРОБЫ МАТЕРЕ ОЗАРЕННЫЙ, НЕТЛЕНЕН ВОЗШЕЛ ЕСИ К ТРИИПОСТАСНОМУ СВЕТУ, ПРЕД НИМ ЖЕ ХОДАТАЙСТВУЙ О НАШЕМ ПРОСВЕЩЕНИИ, О НЕМЖЕ МОЛЯЩЕ УМИЛЬНО ВОПИЕМ ТИ: РАДУЙСЯ СВЕТЛЫЙ ЛУЧЕ ТРИСОЛНЕЧНАГО СВЕТА, ОЖИВЛЯЮЩАГО МИР. РАДУЙСЯ ТЕПЛОТО ДУХОВНАЯ, НАШУ ХЛАДНОСТЬ СОГРЕВАЮЩАЯ. РАДУЙСЯ СВЕТИЛЬНИЧЕ, НАШУ ТЕМНОТУ ПРОСВЕЩАЮЩИЙ. РАДУЙСЯ ПЛАМЕНЕ, НАС ВОЗГРЕВАЯЙ ВЕРЕ, ЛЮБВИ И НАДЕЖДЕ. РАДУЙСЯ ИЩУЩИМ ПРЕДСТАТЕЛЬСТВА ТВОЕГО ПРЕД БОГОМ БЛАГИЙ СПОСПЕШНИЧЕ. РАДУЙСЯ, ЯКО МНОГО МОЖЕТ МОЛИТВА ТВОЯ ПРЕД ЛИЦЕМ ЕГО. РАДУЙСЯ ГОРНЯГО МИРА УКРАШЕНИЕ. РАДУЙСЯ ДОЛЬНЯГО МИРА ПОХВАЛО. РАДУЙСЯ ГАВРИИЛЕ, МУЧЕНИЧЕ ХРИСТОВ И ОТРОЧА ЧИСТЕЙШЕЕ.
КОНДАК 12.
БЛАГОДАТЬ БОЖЕСТВЕННУЮ, НИКОГДАЖЕ ОСКУДЕВАЮЩУЮ, НО ВСЕГДА ВРАЧУЮЩУЮ, ИСПРОСИ НАМ, СВЯТЫЙ УГОДНИЧЕ БОЖИЙ, ДА НАУЧИТ НЫ ПОДРАЖАТИ ТЕБЕ В ЧИСТОТЕ АНГЕЛЬСТЕЙ И НЕЗЛОБИИ, ДА НАПРАВИШИ СЕРДЦА НАША К ПЛАМЕННЕЙ МОЛИТВЕ И ПОКАЯНИЮ, ДА СОХРАНИТ НЕВРЕЖДЕННЫ ВСЕХ С ЛЮБОВЬЮ ХРАНЯЩИХ ЗАПОВЕДИ ХРИСТОВЫ, ДА ДАРУЕТ НАМ ХРИСТИАНСКУЮ КОНЧИНУ, ДА СПОДОБИТ НА НЕБЕСЕХ УЗРЕТИ СЛАВУ БОЖИЮ И ВЫНУ ПЕТИ ПРЕСВЯТЕЙ ТРОИЦЕ ТРИСВЯТУЮ ПЕСНЬ: АЛЛИЛУИА.
ИКОС 12.
ПОЕМ СТРАСТИ ТВОЯ, ГАВРИИЛЕ, СЛАВИМ ТВОЕ В МЛАДЕНЧЕСТЕМ ТЕЛЕСИ НЕЗЛОБИВОЕ МУЖЕСТВО, УБЛАЖАЕМ ПАМЯТЬ ТВОЮ, НА ТЕБЕ БО ЯВИСЯ СЛАВА ХРИСТОВА, СЛАВА ЦЕРКВЕ ПРАВОСЛАВНАЯ. ТЕМЖЕ ЛЮБОВИЮ ВОПИЕМ ТИ: РАДУЙСЯ ЖЕРТВО ЧИСТАЯ, ЗАКЛАННАЯ ВЛАДЫЦЕ О НАС ЗЕМНОРОДНЫХ. РАДУЙСЯ ПРОСЛАВИВШИЙ ГОСПОДА СТРАДАНЬМИ СВОИМИ. РАДУЙСЯ БЛАГ ВЕЧНЫХ НАСЛЕДНИЧЕ. РАДУЙСЯ ГРОЗДЕ ВИНОГРАДА ХРИСТОВА. РАДУЙСЯ ОТ ВРАГ ВСЯЧЕСКИХ КРЕПКИЙ НАШ ЗАСТУПНИЧЕ. РАДУЙСЯ СЛАВЫ НАМ ВЕЧНЫЯ ХОДАТАЙ. РАДУЙСЯ ВОИНЕ ХРИСТОВ ДОБРОПОБЕДНЫЙ. РАДУЙСЯ МЛАДЕНЦЕВ ВЕРХОВНИЧЕ И ХРАНИТЕЛЮ. РАДУЙСЯ ГАВРИИЛЕ, МУЧЕНИЧЕ ХРИСТОВ И ОТРОЧА ЧИСТЕЙШЕЕ.
КОНДАК 13.
О, НЕПОРОЧНЫЙ МУЧЕНИЧЕ ХРИСТОВ ГАВРИИЛЕ, МЛАДЕНЧЕСКАГО НЕЗЛОБИЯ И КРОТОСТИ ОБРАЗЕ ПРЕЧУДНЫЙ. МАЛАГО ТРУДА СЕГО ДОСТОЙНОЕ ПЕНИЕ ПРИЯВ, БУДИ НАМ ТЕПЛЫЙ МОЛИТВЕННИК ПРЕД ГОСПОДОМ. ДА ВО ДНИ НАШИ ЛУКАВЫЯ МАЛОВЕРИЕМ, ГНЕВОМ И БРАТОНЕНАВИДЕНИЕМ ОБУРЕВАЕМ ВСЯ, В ВЕРЕ, ТЕРПЕНИИ И ЛЮБВЕ СВЯТО ПРЕБУДЕМ. И ТАКО ВСЕ ЖИТИЕ НАШЕ ПРЕШЕД, ВЕЧНАГО МУЧЕНИЯ ИЗБАВИМСЯ И ПРИСНО ВОСПОЕМ БОГУ: АЛЛИЛУИА
(Этот Кондак читается трижды, затем Икос 1-й и Кондак 1-й).
МОЛИТВА МУЧЕНИКУ МЛАДЕНЦУ ГАВРИИЛУ БЕЛОСТОКСКОМУ
Младенческаго незлобия хранителю и мученическаго мужества носителю, Гаврииле блаженне, страны нашея адаманте драгоценный и иудейскаго нечестия обличителю! К тебе мы, грешнии, молитвенно прибегаем и, о гресех своих сокрушающеся, малодушия же своего стыдящеся, любовию зовем ти: наших скверн не возгнушайся, чистоты сый сокровище, нашего малодушия не омерзи, долготерпения учителю, но паче сих немощи наша от Небес видя, тех исцеления нам твоею подаждь молитвою и твоея Христу верности подражатели нас быти научи. Аще ли терпеливно крест искушений и злостраданий понести не возможем, обаче и тогда милостивыя твоея помощи не лиши нас, угодниче Божий, но свободу и ослабу нам у Господа испроси. Таже и молящияся о чадех своих матери услыши, здравию и спасению младенцем от Господа податися умоляяй. Несть таковаго жестокаго сердца, еже слышанием о муках твоих, святый младенче, не умилится, и аще кроме сего умиленнаго воздыхания никоегоже благаго деяния принести возможем, но и таковым умиленным помыслом наши умы и сердце, блаженне, просветив, на исправление жития нашего благодатию Божиею нас настави. Вложи в нас о спасении души и о славе Божией ревность неустанную и о часе смертнем память неусыпную хранити помози нам. Наипаче же в смертном успении нашем терзания демонская и помыслы отчаяния от душ наших предстательством твоим отжени и сия упованием Божественнаго прощения исполни, во еже и тогда и ныне славити нам милосердие Отца, н Сына, и Святаго Духа, и твое крепкое заступление во веки веков. Аминь.