Артос, как любая святыня, требует к себе трепетного отношения – при небрежении он, как и обычный хлеб, может заплесневеть. Для длительного хранения его обычно разделяют на мелкие кусочки и, высушив их, хранят в пакетике (лучше полотняном).
![](https://valaam.ru/upload/resize_cache/iblock/439/1520_1520_1/439b5e4c82ae07d1b1de97620d37bb28.webp)
По окончанию Светлой седмицы игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий обратился к братии монастыря с назидательным словом:
Сегодня я хотел бы обратить ваше внимание на то, что у каждого сейчас на столе лежит часть пасхального хлеба – артоса.
Тем, кто знает, что это такое – не нужно объяснять, но, тем не менее, сейчас в монастыре есть много молодых братьев, трудников, которые пришли недавно в обитель и, может, не все знают, что это святыня в течение всей пасхальной недели, стояла в Царских вратах. Совершался чин освящения артоса. Священник читал подобающие торжественному моменту молитвы и окроплял артос святой водой. Рядом с ним проходили все богослужения Светлой седмицы.
![](https://valaam.ru/upload/resize_cache/iblock/b92/1520_1520_1/b927d06c23e9cccb213b9b013e28f82f.webp)
Вкушение этого святого хлеба помогает при болезни, дарует здравие. Поэтому, если вы не можете его сохранить, то лучше отдайте какому-нибудь благочестивому христианину или благоговейно употребите сами. Сохранился старый русский обычай, когда не удавалось попасть на службу Светлой седмицы, этот святой хлеб так же, как антидор и просфору, люди употребляли натощак со святой водой. Сейчас мы часто можем бывать в храме, необходимости в этом нет, но отношение при этом должно быть к святыне благоговейное.
Мне рассказали, что кто-то употребляет артос с чаем, а у кого-то он плесневеет. Этого допускать не нужно, потому что пренебрежение к святыне – это грех. Поэтому, пожалуйста, пусть каждый из вас хранит или употребляет свой кусочек так, чтобы действительно пошло на пользу.
В заключение, дорогие отцы и братья, хочется всем вам пожелать, чтобы пасхальная радость нас не покидала круглый год. Вспомним преподобного старца Серафима Саровского, приветствовавшего каждого приходящего к нему словами: «Радость моя! Христос Воскресе!» И овеществленным выражением этой всеобъемлющей вселенской удивительной радости о Господе Воскресшем как раз является артос. Частичка хлеба, который был принесен нами в дар Богу и который возвращен Господом нам для того, чтобы оберегать, исцелять нас, грешных, величайшей силой Своего Воскресения.
![](https://valaam.ru/upload/resize_cache/iblock/668/1520_1520_1/6688ff6f1175553a4c719c15f3d58a03.webp)
Артос на специальном аналое перед началом пасхального всенощного бдения поставляется на солее перед иконой Спасителя на иконостасе. По заамвонной молитве Литургии он освящается священником, произносящим определенную молитву и окропляющим артос святой водой. В молитве есть и такие слова: «Ибо и мы, раби Твои, в честь и славу, и в воспоминание славнаго Воскресения тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечныя работы вражия, и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и преведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, Преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим…» То есть мы приносим артос в дар Богу как символ Светлого Воскресения Христова. И освящение его на самой главной службе в году, когда и сами небеса отверсты, когда Спаситель находится среди нас, а Церковь небесная соединяется с Церковью земной в едином пасхальном славословии Господу за искупление-исцеление человечества, говорит нам о том, что артос – великая святыня, связанная с Воскресением Христовым. Потому относиться нужно к ней очень трепетно и бережно.
Подтверждением тому, что артос есть великая святыня, является еще и тот факт, что его носят во время крестного хода вокруг храма всю Светлую седмицу. Ведь он символизирует собой Воскресшего Бога и то, что Христос пребывает среди нас. И всю Светлую седмицу артос пребывает на почетном месте в храме – в открытых Царских вратах.
В светлую субботу, опять же после Литургии совершается последний крестный ход и священник совершает чин раздробления артоса. Батюшка читает специальную заамвонную молитву и копием разрезает тело артоса на небольшие кусочки и раздает верующим.
![](https://valaam.ru/upload/resize_cache/iblock/622/1520_1520_1/622e9cb59109bc2c877587b0a71e839d.webp)
Зачем нам его хранить и вкушать? Об этом говорят слова молитвы на раздробление артоса «да вси вкушающии от него телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия». Мы видим, что артос нам дается для нашего телесного и душевного здравия. Потому полезно его вкушать во время болезни или особенных скорбей в жизни. Он оживит нас. Ведь артос есть символ – духовная составляющая вечной жизни, которую мы получаем в Светлом Воскресении Христовом с Его победой над адом, диаволом, грехом и смертью. И тот, кто вкушает артос или хотя бы даже просто хранит его дома, становится сопричастником вечной пасхальной радости, которую никто и никогда у нас не отнимет, радости, исцеляющей душу и тело человека.
Артос считается наряду со святой водой одной из святынь православной церкви, и, так же как и святая вода, обладает особыми свойствами. В Православной церкви артос используют для подкрепления телесных и душевных сил.
Хранить артос дома полагается возле святых икон. Так как это великая святыня, то желательно перед службой в субботу Светлой седмицы запастись пакетиком (лучше всего полотняным из органической ткани), куда следует положить полученный вами кусочек раздробленного артоса, чтобы не ронять крошек святыни. Желательно подробить артос на маленькие кусочки: так вам будет удобнее потреблять их. Артос можно раздавать, но перед этим вы должны убедиться, что он попадет к благочестивым верующим людям. Пакетики со святыней храните в открытом виде, чтобы артос не зацвел. Если же все-таки это случилось, то его следует либо принести в храм, либо пустить в проточную воду – реку или море, – но не в озеро. Пакетик, в котором артос хранился, нужно сжечь в чистом месте. В небрежном отношении к артосу желательно потом поисповедоваться.
Вкушается эта святыня с обычной молитвой для святой воды и просфоры с прибавлением «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»
* * *
![](https://valaam.ru/upload/resize_cache/iblock/a92/1520_1520_1/a925d8053f019476e275aff43063bc49.webp)
Со времен древнейшей апостольской Церкви хлебу предавали огромное символическое духовное и богослужебное значение. Он символизировал собою Тело Христово. Это установление самого Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В Евангелии от Луки сказано: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Сама Евхаристия или Божественная литургия называлась в древности «преломлением хлеба».
Отголоском древней традиции чина возношения панагии и подтверждением, что мы, православные христиане, и сегодня существуем в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви (9-й член Символа веры), является пасхальная традиция освящения и раздробления артоса.
Слово «артос» переводится с греческого языка как «квасной хлеб». Это особая большая просфора цилиндрической формы, на вершине которой специальной пекарской печатью делается оттиск иконы Воскресения Христова. В Типиконе (Уставе) артос назван просфорою всецелою. С одной стороны, данное наименование обозначает, что из пасхальной просфоры не изымались частички для совершения проскомидии. С другой – это символ Церкви, в которой находится каждый из нас, ее вселенскости и целостности; Церкви, искупленной кровью Агнца и освященной Воскресением Христовым.