Давайте обратим сегодня наш взор на мозаику Крещения Господня из Церкви Богородицы Паммакаристы (ныне мечеть Фетхие-джами в Стамбуле, Турция). На мозаике, созданной в XIV веке, изображенны самые важные участники этого евангельского события.

Святая Троица

Праздник Крещения Господня до V века был единым праздником с Рождеством Христовым и назывался Богоявление. В день Крещения был слышен голос Бога Отца: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мф.3:17). Эти слова могут быть написаны на иконе. Они указывают на то, что явлен был Бог Отец, но на иконе Он изображается только сказанными Им словами или лучом света или пламени. Нельзя изображать Бога Отца как человека – Его никто не видел. Изображение Бога Отца запрещено Второй заповедью.

Бог Дух Святой избражается в виде голубя, который слетает с неба. Изображать Духа Святого в образе голубя иконописец может только на иконах Крещения, потому что в день Пятидесятницы Дух Святой является уже в образе языков пламени. Никто не знает как выглядит Дух Святой поэтому и для Его изображения действительна Вторая заповедь.  Изображается Святой Дух только с помощью символов и только для повествования.

 

Господь Иисус Христос

Из любви к нам Бог воплотился. Поэтому Господа Иисуса Христа мы изображаем таким, каим Он ходил по земле.

Изображение сцены Крещения уже есть в катакомбах Римской Империи. Катакомбы, как места захоронений, согласно римскому праву имели статус locus religiosus означающий, что на территории захоронений можно было совершать любые обряды поминовения умерших. Изображения на стенах катакомб носили не только повествовательный характер, но были связаны с повседневной жизнью и знаниями человека. Поэтому искусство катакомб – это искусство аллегорий и образов. Для каждого христианина личный опыт крещения важен, ведь через него человек становится частью Церкви Христовой. На катакомбных изображениях фигура крещаемого Христа меньше, чем фигура Иоанна Предтечи. Это напоминает нам слова Иоанна Предтечи сказанные по крещении Господа: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Инн. 3:30). Пройдет несколько столетий и фигура Христа будет самой большой на иконе – этим будет подчеркиваться Его значимость в совершаемом событии. Христос изображается нагим, покрытый водами Иордана, во весь рост. Его фигура всегда будет центральной на иконе.

Все мы, верные, богословствуя о Том, от Кого получили освящение, будем неумолкаемо с Ангелами прославляь Отца, Сына и Святого Духа; ибо сие – Троица Лиц, единосущная, ибо один Бог, Которому и воспеваем: благословен Ты, Господи Боже, во веки” (Седьмая песнь канона).

 

Иоанн Предтеча

Встреча Господа и Иоанна Крестителя в день Крещения была не первой. Впервые они встретились через несколько дней после Благовещения, когда беременность Марии длилась буквально около 7-10 дней от зачатия, а беременность Елизаветы длилась около шести месяцев. После этого Иоанн Креститель не видел больше Господа Иисуса Христа, до встречи на Иордане.

На иконах Крещения Господня Иоанн Предтеча предстает для нас в одеждах из шкур диких животных – он вел аскетический образ жизни. Мы знаем, что к моменту Крещения он был значимым проповедником своего времени – он исповедовал людей и давал им возможность начать новую жизнь без греха после омовения в водах реки Иордан.

Не далеко от фигуры Иоанна Крестителя может лежать секира (топор). Буквальная иллюстрация слов самого Иоанна Предтечи «…порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк. 3:7—9). Эта секира напоминает и том, что с момента Крещения начинается путь Господа на Голгофу, где Он будет распят на древе.    «Креститель, услышав слова Владыки, с трепетом простер руку, но коснувшись верха главы Создателя своего, воззвал к Крещаемому: освяти меня! Ибо Ты – Бог мой, Которого люди благословляют и превозносят во вся веки» (Восьмая песнь канона).

 

Апостолы и очевидцы

Иногда за спиной у Иоанна Крестителя могут стоять кто-то из будущих апостолов или просто люди, присутствовавшие на Крещении Господа. Эти люди напоминают о начале проповеди и что она начинается ради нашего спасения.

«Христос крестит губительным огнем противящихся и не признающих Его Богом, но Духом, посредством воды, благодатно обновляет исповедующих Божество Его, избавляя их от грехов» (Шестая песнь канона).

 

Река и море

Начиная с 4 века, благодаря Миланскому эдикту, христианство перестает быть гонимым и получает равныеправа со всеми религиями. Начинается церковное строительство и это не только храмы, но и крещальни (баптистерии). В 5 веке в Равенне (совр. Италия) были украшены мозаиками два баптистерия. В куполе изображена сцена Крещения Господа. На мозаике можно найти интересный фрагмент —  изображение седого старца, сидящего на кувшине с крабом на голове. Этот старик – персонификация (олицетворение) реки Иордан. В греческом языке слово «река» мужского рода – из-за этого и персонификация мужская. Воды Иордана в день Крещения обращаются вспять. Реке изменить русло и течь в другую сторону – это чудесное нарушение устройства природы. Когда Бог стал человеком, то Он нарушил законы естества. Когда Он Воскрес, то нарушил устройство жизненного пути каждого ветхозаветного человека. Господь Воскрес и теперь каждый человек может воскреснуть, если пожелает быть с Богом.

В водах с 9 века появляется фигура девушки – это персонификация моря. А еще стоит колонна – напоминание о той колонне, которую поставил император Константин Великий у реки Иордан тем самым обозначив место где совершилось Крещение Господне.

«Имея разумную душу и будучи почтен даром слова, я стыжусь вещей неодушевленных. Потому что, если крещу Тебя, осудят меня гора, дымящаяся огнем, море, расступившееся на двое, и этот Иордан, обратившийся назад. Ибо Ты — Христос, Божия премудрость и сила» (Четвертая песнь канона).

 

Ангелы

К концу 5 века появляется практика крещения младенцев по вере восприемников. До этого времени участвовать в Таинстве Крещения можно было только во взрослом возрасте. Многие откладывали это решение, чтобы принять крещение перед смертью и сохранить незапятнанными одежды крещения – сохранить свою душу чистой, без греха. При крещении взрослых также были восприемники, которые наставляли нового христианина на путь жизни, ведущий ко Христу. Восприемники были свидетелями обещаний, которые давали взрослые при крещении.

Мария Нецветаева.