IMG_3811
Вспомним сегодня, братья и сестры о том, что мы делаем, когда получаем известие о том, что с кем-то из наших близких случилась беда. Мы бросаем все свои земные дела, спешим оказать посильную помощь такому человеку, стараемся поддержать его близких и с благодарностью принимаем помощь, если сами в ней нуждаемся. Зло не может уничтожить свет в нашем сердце. Даже, если мы и неприязненно относились, если пребывали во вражде, если не искали пути к примирению с кем-то из наших близких, то случившееся горе заставляет забыть обиды и ссоры.
Сегодня день, когда мы все, христиане, получили такую страшную весть. И мы сопереживаем это известие. Сын Божий предан в руки грешного мира. Оплеван, осмеян, избит, приговорен к смерти и распят. Святое Евангелие строка за строкой наполняет наши сердца скорбью.
Вот перед нами святой апостол Петр, в порыве веры и любви к своему Божественному Учителю говорящий: «Я готов жизнь за Тебя отдать!». И что же он слышит в ответ: «Жизнь за Меня отдать?! — отвечает Иисус. — Говорю тебе истинную правду: не успеет пропеть петух, как ты трижды от Меня отречёшься!». А мы, братья и сестры? Ведь мы тоже очень часто веру своего сердца опровергаем делами своих же рук. Почему мы оступаемся и падаем? Ответ прост – в наших сердцах мало любви к Спасителю, и Евангелие дальше говорит нам об этом: «Кто хранит Мои заповеди и исполняет их, он и есть тот, кто любит Меня». Но судит ли нас за это Господь? Еще не время суда, еще то время, когда грешники призываются к покаянию, искреннему покаянию, рождающему искреннюю любовь к Богу. Наши сердца принимают мир Христов: «Мир!» — говорю Я вам на прощание. Я даю вам Мой мир, но не тот мир, что люди дают, Я даю вам. Прогоните тревоги из сердца и не страшитесь! ». Не страшась последуем дальше за нашим Господом… А Он говорит нам о том, что в этом мире не нужно ждать сытой и безмятежной жизни. Он избрал нас от мира, избрал через купель Крещения, и мы идем к Нему. «В мире скорби вас ждут, но вы мужайтесь: Я победил этот мир!».
Вот, пред нами, еще один ученик Спасителя. Ученик, одурманенный сребролюбием, спешащий в Синедрион предать Иисуса: «Что вы мне хотите дать, и я вам предам Его?» Иуда Искариот. Один из двенадцати, но вор и предатель. В жизни окружающего нас мира отношение к Богу часто такое же, как у Иуды Искариота. «Зачем мне ходить в храм, что я с этого иметь буду?»,- задает сам себе вопрос человек и сам успокаивает себя: «Да ну, не хватало еще, достаточно в душе верить». И продолжает жить живым мертвецом, живя по стихиям мира и наполняю свою душу страстями века сего.
Гефсиманский сад, стража, люди. Словно облава на дикого зверя. Ученик, предающий целованием Учителя, суд над Христом у первосвященника Анны. Волна злобы и нечестия нарастает. И среди этой стихии – спокойствие Спасителя. Сравним спокойствие Сына Божьего со стихией человеческой ненависти: «Первосвященник допрашивал Иисуса о Его учениках и учении. «Я говорил открыто, перед всеми, — ответил Иисус. — Я всегда учил в синагоге и в Храме, куда приходят все люди, и ничему не учил тайно. Так зачем ты Меня спрашиваешь? Спроси слушателей, о чём Я им говорил. Они должны знать, что Я говорил». При этих Его словах один из стоявших рядом стражников ударил Иисуса по лицу и сказал: «Как Ты разговариваешь с первосвященником?!» «Если Я сказал что-то не так, укажи, в чём Я не прав, — ответил Иисус. — А если говорю правду, почему ты Меня бьёшь?». Здесь, братия и сестры, я должен несколько отвлечься. Отвлечься для того, чтобы напомнить умникам мира сего правду о том, что Спаситель не учил все сносить без ропота, зло должно быть остановлено. Христос не подставляет вторую щеку ударившему Его, Он обращается к совести человека. Живая совесть всегда опустит уже поднятую руку на безвинного человека. Но время света прошло. Тьма окутала сердца и души. От Анны Спасителя отправляют к Каиафе. Проследуем и мы…
Там уже все было готово к судилищу. Лжесвидетельство сменяло лжесвидетельство. Спаситель же молчал. Снова, братья и сестры, Спаситель являет нам с вами пример того, как нужно относиться ко лжи. Не оправдываться, не доказывать, не запасаться ненавистью к клеветникам. Спокойствие и молчание, ведь мы знаем то, что забыли клеветники: Господь видит сердце каждого человека и Он будет Судьей каждого. Итак, улик недостаточно для смертного приговора, есть время остановиться, Господь выделяет еще несколько минут для того, чтобы сердца обратились к свету. Но свет уже никому не нужен. Вмешивается сам первосвященник: «Первосвященник встал и спросил Иисуса: «Молчишь? Тебе нечего возразить на обвинения, которые они против Тебя выдвигают?» Но Иисус молчал . Тогда первосвященник сказал Ему: «Именем Бога Живого заклинаю Тебя, скажи нам, Ты — Помазанник, Сын Бога?» «Это ты сказал, — говорит ему Иисус. — И больше того, Я говорю вам: Отныне увидите Сына человеческого сидящим по правую руку Всемогущего и идущим по облакам небесным (Пс. 109:1; Дан. 7:13)». Тогда первосвященник разодрал на себе одежды и сказал: «Богохульство! Зачем нам нужны ещё свидетели? Вы сами только что слышали богохульство! Каким будет ваше решение?» — «Виновен и должен умереть», — ответили они». Стихия безумия возрастает: «Потом они стали плевать Ему в лицо, бить по щекам и, избивая, говорили: «Эй, Помазанник, скажи-ка нам, кто Тебя ударил!». И среди этой стихии – апостол Петр, обещавший Спасителю свою жизнь отдать за Него: «Не знаю я этого человека!». Отречение Петра поглощено стихией мрака. Кажется, что нет и проблеска света в происходящем. Но это не так. Петр вспоминает слова Учителя, его сердце проливает слезы, слезы покаяния, воскресившие и его душу, и его тело. У того же, кто предал Учителя раньше, у Иуды Искариота, этих слез нет. Пройдет немного времени, и он удавится. «Блаженны плачущие»,- читаем мы в Евангелии, слышим на Богослужении. Плачущее сердце живит человека, побуждает его к покаянию и исправлению своей жизни. Плачь сердца изгоняет отчаяние и уныние, плачущее сердце наполняет душу надеждой.
…Приговор вынесен. Осталось лишь утвердить его у правителя Иудеи Понтия Пилата. И Спасителя отправляют к нему. Еще есть надежда на справедливость, ведь власть обязана ее совершать. Но человеческому роду приятнее прогуливаться в тени зла, чем в свете истины. Исследует прокуратор дело, посылает подсудимого к царю Ироду, оба не находят вины в Иисусе из Назарета.
И снова Спаситель предстает пред римским прокуратором: «Пилат же спросил Его: «Стало быть, Ты Царь?» Иисус отвечал: «Ты сам утверждаешь, что Я Царь. Я для того и родился и для того пришёл в мир, чтобы поведать людям об Истине. Кто рождён в Истине, тот понимает слова Мои». Говорит Ему Пилат: «А что есть истина?» После этих слов он вновь вышел к иудеям и сказал им: «Я считаю, что Он ни в чём не виноват».
Вот и, казалось бы, все. Правда известна правителю Иудеи. Осталось отменить приговор и отпустить невиновного. Он предлагает отпустить Иисуса согласно иудейского обычая. Но снова поднимается стихия человеческой ненависти, одержимая нечеловеческой злобой: «Не Его, а Варавву». «Тогда Пилат велел бичевать Иисуса. А затем воины сплели терновый венец и возложили Ему на голову и, облачив Его в пурпурную мантию, стали подходить к Нему, восклицая: «Да здравствует Царь Иудейский!» И били Его по лицу. Пилат вновь вышел и сказал иудеям: «Вот я вывожу Его вам, и знайте: я считаю, что Он ни в чём не виноват». В это время вышел Иисус в терновом венце и в пурпурной мантии. Пилат сказал им: «Вот этот Человек». Когда же первосвященники и их слуги увидели Его, они закричали: «Распни, распни Его!». Видим мы и растерянность правителя Иудеи, когда он слышит крики толпы о том, что Обвиняемый возомнил Себя Сыном Божьим. Правда еще живет в душе Понтия Пилата. Он готов отпустить узника.

Но эта правда тает в его сердце при новых криках толпы: «Если ты освободишь Его, значит, ты враг кесаря, ибо тот, кто провозглашает себя царём, восстаёт против власти кесаря». Прокуратор умывает руки перед народом, говоря о том, что на нем нет крови праведника. Умытые руки и оскверненное сердце… «И сказал Пилат иудеям: «Вот Царь ваш». Но они закричали: «Возьми, возьми, распни Его!» Пилат спросил у них: «Царя вашего распять?» Первосвященники же сказали в ответ: «Нет у нас другого царя, кроме кесаря». И тогда он велел предать Иисуса казни через распятие».
Распятие, очередные ругательства и насмешки, смерть на Кресте, снятие Распятого. «Пришёл и Никодим — тот, который раньше приходил к Иисусу но- чью, — и принёс около ста фунтов благовонных масел, смесь смирны с алоэ. Они взяли тело Иисуса и завернули его в пропитанное благовонным маслом полотно, как принято у евреев при погребении. В том месте, где был казнён Иисус, был сад, а в саду — новая гробница, в которой ещё никого не хоронили. А так как это был канун еврейской субботы, и гробница была рядом, то в ней Иисуса и похоронили» …
…Итак, братья и сестры, наши сердца сопережили Крестные страдания нашего Господа и Бога. Впереди – Пасхальная ночь и радость Воскресения Христова и дай Бог каждому войти в эту радость с чистым сердцем, сердцем очищенным Крестными страданиями Царя славы.

 
Иерей Георгий Курьян