МИНСК ЦЕРКОВНЫЙ
Автор: Геннадий Николаевич Шейкин,
кандидат исторических наук
В летописных источниках первое упоминание Минска датировано 1067 г., хотя можно отнести его основание к гораздо более раннему периоду. Летописная дата уже фиксировала существование древнего города, основу которого составлял обнесенный оборонительными валами замок, сооруженный на правом берегу Свислочи при впадении в нее реки Немиги. Местность, где располагался замок, называлась Замчищем. Название это дошло до нашего времени. О нем напоминает улица Замковая, фрагмент которой сохранился во дворах зданий по проспекту Победителей.
По некоторым свидетельствам, в районе Замчища кроме Немиги в Свислочь впадала и другая река под названием Мень. В связи с этим возникла версия о том, что от нее город и получил свое название. И действительно, в исторических документах он именовался первоначально как Менеск, Меньск, Менск и лишь после XVI в. под влиянием польской языковой стихии закрепилось современное название – Минск.
Древнее Минское замчище площадью чуть более 3 га стало местом, где была заложена первая известная нам в Минске церковь. Археологические раскопки 1949 г. показали, что этот храм начали возводить в конце ХI в. По какой-то причине он не был достроен и стал христианским некрополем (захоронением). Неизвестно также, во имя кого этот храм предполагалось освятить. Однако сам факт закладки храма предоставляет нам возможность датировать начало церковной истории Минска, которая хронологически почти совпадает со временем, когда город впервые упоминается в «Повести временных лет».
В последующем, несмотря на междоусобную борьбу, которую постоянно вели удельные князья, церковное строительство в Минске продолжалось. В пределах Замчища была возведена соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь с главным храмом во имя святителя и чудотворца Николая. В начале ХIII в. неподалеку, на левом берегу Свислочи, там, где сейчас находится здание Министерства обороны, был основан Спасо-Вознесенский монастырь.
Постоянная междоусобная борьба удельных князей и некоторые другие исторические обстоятельства привели к раздроблению Полоцкого княжества, одним из форпостов которого был когда-то Минск. Начиная с ХIII в. город с окружавшими его землями постепенно утверждается в составе Великого княжества Литовского.
К началу ХV в. относится первое упоминание о Минском митрополичьем доме. Оно связано с участием епископа Туровского Евфимия Окушки в заседании Собора западно-русских православных епископов в Наваградке (современный Новогрудок). Собор был созван в 1415 г. по инициативе князя Витовта в связи с избранием для Великого княжества Литовского своего митрополита.
Свидетельство о доме Киевских (Литовско-Наваградских) митрополитов при Минском Свято-Николаевском монастыре указывает на то, что Минск представлял собой к началу ХV в. крупный церковный центр, не имевший, однако, своей епископской кафедры. Можно предположить, что архипастырское окормление (опеку) минской паствы непосредственно осуществляли Киевские (Литовско-Наваградские) митрополиты, кафедральными городами которых были Наваградак и Вильно (Вильнюс). Очевидно, для удобства пребывания в городе и был устроен при Свято-Николаевском монастыре митрополичий дом. Имеются сведения о наличии при нем земельных наделов и мельницы.
Со Свято-Николаевским монастырем связано также благочестивое предание о возникновении Комаровского болота (ныне территория вокруг Комаровского рынка). В этом предании, которое датируется 1423 г., повествуется о неком юродивом Федьке, постоянно лежавшем на паперти монастырского храма. За свой назойливый нрав имел он прозвище Комар. Однажды, попав под влияние страсти сребролюбия, он прельстился награбленным золотом умершего без покаяния разбойника, пролившего немало крови. Под покровом ночи он удалился из монастыря, перешел полноводную тогда Свислочь и углубился в девственный лес. В этот момент разверзлась земля и поглотила юродивого Федьку Комара вместе с мешком золота. И тотчас на этом месте образовалось обширное болото, которое люди назвали Комаровским в память о незадачливом грешнике.
На рубеже ХV и ХVI вв. православные горожане Минска удостоились особой милости Божией. 13 августа (по старому стилю, по новому – 26 августа) 1500 г. в реке Свислочь напротив Замчища была обретена икона Божией Матери, замеченная по необыкновенному сиянию, которое исходило от нее. Икону с благоговением поместили в соборной церкви Рождества Богородицы. С тех пор икона, которую стали именовать Минской, стала покровительницей города, и вот уже на протяжении пяти столетий она продолжает утешать в нуждах и скорбях всех, приходящих к ней с верою. Зафиксировано множество случаев происходящих от иконы исцелений. Ныне икона пребывает в Свято-Духовом кафедральном соборе.
В 1591 г. лик Пресвятой Богородицы с иконы Минской Божией Матери стал геральдическим элементом, который был положен в основу герба Минска и одноименного воеводства. И в наше время композиционной основой городского герба современного Минска также является образ Божией Матери, представленный в стилизованном виде. Образ Богородицы, «идущей по водам», мы можем увидеть и на эмблеме Минской епархии.
Сохранились сведения о существовании в городе с конца ХI и до начала XVII в. 16 монастырских и приходских церквей: соборная Рождества Пресвятой Богородицы, Свято-Николаевского монастыря, Спасо-Вознесенская (монастырская), Свято-Духова (монастырская), Свято-Космо-Дамиановская (монастырская), Свято-Воскресенская, Свято-Георгиевская, Спасо-Преображенская (женского монастыря), Свято-Петро-Павловская (монастырская), во имя Параскевы Пятницы, Свято-Борисо-Глебская, Свято-Троицкая, Свято-Михайловская, во имя преподобной Евфросинии и во имя св. Предтечи и Крестителя Иоанна.
Сердцем Православия в Минске вплоть до конца ХVI в. был Спасо-Вознесенский монастырь. Многие благочестивые минчане жертвовали ему деньги и земельные участки, чтобы иноки молились об упокоении их душ после кончины. Монастырь имел авторитет в Киевской (Литовско-Наваградской) митрополии, о чем свидетельствует, например, присутствие его настоятеля игумена Сергия на Соборе духовенства, который состоялся в январе 1509 г. в Вильно. В 1551 г. архимандрит Вознесенского монастыря Вассиан получил от короля Сигизмунда II Августа (1548-1572) право на Киево-Печерскую архимандрию. На протяжении одного только ХVI ст. два настоятеля монастыря, архимандриты Иона и Михаил, были посвящены в митрополиты Киевские (Литовско-Наваградские). Первое посвящение состоялось в 1516 , второе – в 1588 г. Когда в конце ХV в. монастырь сильно пострадал от пожара, на помощь ему пришла супруга Александра Казимировича – Великого князя литовского (1492-1501), а затем короля польского (1501-1506), – Елена Ивановна, передав монастырю имение Тростенец близ Минска. Об этом была сделана запись в напрестольном Евангелии.
По инвентарю 1579 г. в монастыре хранилось много печатных и рукописных пергаментных книг церковно-служебного характера. При нем была заведена школа. С 1590 г. такое учебное заведение также существовало и при Соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1513 г. Вознесенский монастырь получил от минского наместника Богдана Заславского «местце в замку Менском на обдилание дому убежища», т.е. богадельни, приюта.
Монастырская церковь, освященная в честь Вознесения Господня, имела два придела: Свято-Благовещенский и Св. Иоанна. Трапезная монастырская церковь была освящена в честь Покрова Божией Матери.
Вся городская застройка Минска до ХVI в. была исключительно деревянной. Минские храмы также строились из дерева. Довольно частые пожары были настоящим бедствием. Особенно сильный пожар произошел в 1574 г. Он истребил либо повредил 600 дворов и 10 храмов.
К этому времени уже началось заселение возвышенной части Минска. В пределах нынешней площади Свободы стал формироваться новый центр города, который на протяжении более двух веков определял его лицо.
Конец ХVI – начало ХVII в. ознаменовались крупными потрясениями в церковной жизни как Минска, так и других мест Великого княжества Литовского. Причиной церковных и общественных нестроений явилось подписание в 1596 г. Брестской церковной унии, по которой православные люди без их предварительного согласия принуждались к признанию Папы Римского своим первоиерархом. Сторонники унии пользовались покровительством со стороны королевской власти, а неприятие ее расценивалось как противление закону. Хотя в Минске и не доходило до обильного кровопролития, как это было в некоторых других городах Великого княжества Литовского, однако акт Брестской унии вызвал в городе немалое смятение.
После того как архимандриты минских монастырей и настоятели церквей в июне 1609 г. дали обязательство о присоединении к унии и повиновении униатскому священноначалию, православные минчане, в основном из знатных родов, составили братство, собрались в Минском замке и постановили основать в городе мужской Свято-Петро-Павловский монастырь вместо перешедшего в унию Спасо-Вознесенского. В 1618 г. на земельном участке, пожертвованном княжной Анной Стецкевич, был основан еще один православный монастырь со Спасо-Преображенской церковью.
Строительство этого монастыря благословил в 1620 г. Киевский митрополит Иов Борецкий (1620-1631). Патронами монастыря были определены известные в то время протестанты Януш Радзивилл, Мартин Володкович и Ян Огинский.
Несмотря на то что большая часть минских церквей формально находилось в юрисдикции униатского священноначалия, большинство заседавших в городском магистрате лавников и бурмистров, как и многие горожане, продолжали выступать против унии.
Тем временем происходила реорганизация минских монастырей и церквей, которые придерживались унии. В 1613 г. после кончины архимандрита Софрония по ходатайству униатского митрополита Ипатия Потея (1599-1613) Спасо-Вознесенский монастырь был приписан к Виленской Свято-Троицкой обители. В 1635 г. митрополит Вельямин Рутский объединил его с Минским Свято-Духовым монастырем.
Этот в прошлом православный монастырь подпал под унию одним из первых в Минске еще в конце XVI в. В 1636 г. на месте, прилегавшем к старым деревянным монастырским постройкам, униатами было начато строительство каменного храма, который после возведения, как и прежде, был освящен в честь Сошествия Святого Духа. Уже к 60-м гг. XVII в. рядом с монастырским храмом были возведены два каменных корпуса, в которых разместились базилианские мужской и женский монастыри (они сохранились в перестроенном виде и расположены в восточной части площади Свободы). В 1633 г. при монастырях была основана типография. Свято-Духова монастырская церковь становится главным храмом ордена базилиан в Минске.
Свято-Космо-Дамиановский монастырь, также оказавшийся в унии одним из первых в Минске, вскоре был присоединен к Свято-Духову униатскому монастырю, а на прилегавшем к нему земельном участке к 1642 г. был сооружен каменный храм католического женского ордена бернардинок. Память о монастыре продолжала сохраняться еще и в ХХ в.: одна из улиц, соединявших Верхний город с Нижним, носила название Козьмо-Демьяновской.
Древний Свято-Николаевский монастырь, неоднократно переходивший из рук в руки, к 1635 г. окончательно утвердился в унии. Он находился под непосредственным попечением униатского священноначалия. Однако значение его со временем уменьшалось. Наконец после сильного пожара, случившегося в Минске во второй половине XVIII в., монастырь прекратил свое существование.
Замковая соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с находившейся в ней чудотворной иконой Божией Матери еще долгое время оставалась в православии. Некоторое время, начиная с 1614 г., при церкви в ожидании решения об открытии в Минске женского монастыря пребывали православные монахини. В 1619 г. князь Януш Радзивилл протестовал против намерения обратить в унию находившуюся в пределах принадлежавшего ему земельного участка церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Но в 1620 г. и она окончательно перешла к униатам.
В 1634 г. игумен Свято-Духова монастыря Тимофей Черейский был назначен наместником митрополита Рутского, ему подчинялось все минское униатское белое духовенство. Он распорядился о переносе из церкви Рождества Пресвятой Богородицы образа Минской иконы Божией Матери, и в 1636 г. эта святыня была помещена в главном храме Свято-Духова униатского монастыря. Существуют, однако, предположения, что произошло это гораздо раньше, еще в 1616 г. Так или иначе, икона была перенесена и помещена в храме, в котором ей предстояло находиться последующие три столетия. Как и прежде, к иконе стекалось большое число верующего народа, получавшего от нее духовное утешение и исцеление.
Сама церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая была построена из дерева, вскоре сгорела, а на ее месте была возведена новая, освященная в честь Успения Божией Матери. Впрочем, в конце ХVIII в. и ее следов мы уже не находим. Пожар 1778 г. окончательно уничтожил старое Замчище, которое больше не возобновлялось.
Таким образом, до конца 30-х гг. ХVII в. все три минских православных монастыря окончательно утвердились в унии. В подобном положении оказались и городские храмы.
На протяжении почти двух веков верность православной вере в Минске продолжал сохранять только Свято-Петро-Павловский монастырь, основанный горожанами в 1613 г. При нем действовали типография, школа, госпиталь. С благословения Патриарха Иерусалимского Феофана здесь существовало братство во имя св. Иоанна Крестителя.
Сведения о женском православном монастыре, основанном в 1618 г., более скупы. Судя по всему, существовал он в сложных условиях. Как свидетельствует предание, монастырская Спасо-Преображенская церковь, находившаяся на месте современного здания ОАО «Белпромпроект», в XVIII в. была отдана за долги минским евреям, которые построили на этом месте синагогу.
Одновременно в XVII-XVIII вв. были созданы благоприятные условия для возведения римско-католических костелов. Значительная часть из них строилась в пределах Верхнего города (район нынешней площади Свободы), который все более приобретал функцию административного и духовно-культурного центра.
В итоге к концу XVIII в. архитектурный облик Минска стал в значительной степени католическим. По данным 1765 г., православных в Минске числилось 133 человека, из них 76 мужского и 57 женского пола. В основном это были ремесленники.
В результате II раздела Речи Посполитой между Австрией, Пруссией и Россией город Минск и Минское воеводство в 1793 г. были присоединены к Российскому государству. Минск становится административным центром одноименного наместничества, а с 1796 г. – губернии.
Для надлежащего церковного управления в соответствии с каноническими правилами Православной Церкви в апреле 1793 г. была образована Минская епархия. Ее духовную консисторию сначала предполагалось разместить в здании базилианского мужского монастыря, а резиденцию Минского епископа – в здании монастыря базилианок. Обители к тому времени были упразднены. Однако большие затраты на предстоящий ремонт монастырских корпусов не позволили осуществить это намерение. Тогда было решено для размещения консистории купить отдельный дом. Рядом с ним (район Дома офицеров) в 1799 г. выстроили полукаменную церковь, которую освятили в честь Успения Божией Матери. Так начал формироваться комплекс архиерейского подворья. В 1860 г. здесь был сооружен каменный двухэтажный архиерейский дом, к нему в 1885 г. была пристроена каменная Крестовая Свято-Покровская церковь.
Архиерейскому подворью принадлежал загородный дом, построенный в 1847 г. специально для находившегося на покое Минского архиепископа Антония Зубко (1840-1848). При доме была устроена домовая церковь во имя св. Антония. Местность, где располагался этот загородный архиерейским дом, получила название Антониева пустынь (ныне район автозавода).
В 1795 г. главный храм Свято-Петро-Павловского монастыря по желанию императрицы Екатерины II, сделавшей большие пожертвования, был переосвящен во имя небесной покровительницы императрицы – святой великомученицы Екатерины. В этом же году храм приобрел статус кафедрального собора.
Монастырский храм во имя святых апостолов Петра и Павла сохранил свое название и стал кафедральным собором. В этом качестве он пребывал вплоть до его разрушения в 1936 г. В течение ХIX в. собор трижды перестраивался, в результате чего утратил свой первоначальный облик. Интерьер храма отличался благолепием и богатым убранством. Особым почитанием пользовалась пребывавшая в соборе чудотворная икона Минской Божией Матери.
В 1804 г. Минск имел уже четыре православных храма: Свято-Петро-Павловский кафедральный собор, Свято-Екатерининскую церковь, Свято-Успенскую (Крестовую) церковь в архиерейском подворье и небольшую деревянную церковку на Переспинском (Сторожевском) кладбище.