НЕДЕЛЯ 10-я по ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Глас 1. (9 августа 2015 года)

ЦЦ

 Евангельское воскресное чтение:

ОТ МАТФЕЯ СВЯТОЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ,глава 17:

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, 15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, 16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; 21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.

22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, 23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

 

*   *   *

«Сей род изгоняется только молитвою и постом». Если сей род изгоняется молитвою и постом другого лица, то тем более войти не может в того, у кого есть собственный пост и молитва. Вот ограда! Хоть бесов бездна и весь воздух набит ими, но ничего не смогут сделать тому, кто огражден молитвою и постом. Пост – всестороннее воздержание, молитва – всестороннее богообщение; тот совне защищает, а эта извнутрь устремляет на врагов всеоружие огненное. Постника и молитвенника издали чуют бесы и бегут от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно. Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, исподтишка научая своего хозяина всякому злу и отклоняя от всякого добра; так что тот уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего. Возьмись только за молитву и пост – и враг тотчас уйдёт и на стороне будет выжидать случая, как бы опять вернуться, и действительно возвращается, как только оставлены бывают молитва и пост. (Святитель Феофан Затворник).

 

*   *   *

Неслучайно накануне Успенского поста Святая Церковь напоминает нам о том, что постом и молитвой изгоняется дух диавольский, дух, который сегодня порабощает огромное количество людей, даже не подозревающих о том, что они становятся рабами диавола. И только тогда, когда разбиваются жизни, когда человек в какой-то момент вдруг сознает, что ничего не удалось, что все рушится, что нет ни друзей, ни любимых, ни семьи – нет ничего, кроме страстей, – лишь тогда кто-то, да и то не все, могут оценить свое состояние духа.

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

Большое горе этого человека направило его к молитве. Как заметил преподобный Силуан, скорби и опасности многих научили молиться.

Причиной же болезни его сына была не луна, но демон. Чтобы остаться незамеченным людьми бес, то мучит, то послабляет смотря по течению луны; и это у него получается, ведь неразумные хулят творение Божие, как зловредное, считая луну виновницей своих бед.

Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

Гордый человек попытался грех своего неверия возложить на учеников. Но Христос, отклоняя от апостолов обвинение в глазах народа, более обвиняет его самого и вместе с ними прочих иудеев.

Доколе буду терпеть вас? Господь показывает, что для Него смерть вожделенна, и что Ему не распинаться тяжело, а жить с ними.

Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: `перейди отсюда туда’, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом.

Апостолы испугались, не потеряли ли они дарованной им благодати над демонами? Поэтому наедине, волнуясь, спросили, Господь, укоряя их, как далеких еще от совершенства, говорит: «По неверию вашему»; если бы вы имели теплую, горячую веру, то она, хотя бы и казалась малой, совершила бы великое. Даже вера с горчичное зерно, самая малая искренняя вера, имеет великую чудодейственную силу. Удивительно могущество Святого Духа, тех, в которых не находилось веры и с горчичное зерно, Он в короткое время так возвысил, что потекли в них реки животворящей веры.

Сей же род изгоняется только молитвою и постом. Можно ли сказать, что где нет молитвы и поста, там и бес? Можно. Некоторым кажется, что бесноватые – это обязательно социально опасные, буйнопомешанные люди, которые не только бросаются в огонь и воду, но разрывая цепи, бросаются на людей. На самом деле беснование не всегда проявляется буйством. Беснование – это господство диавола над человеком. Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое присутствие, а притаиваются, исподтишка научая своего хозяина всякому злу и отклоняя от всякого добра; так что он уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего.

Когда человек оказывается в воле диавола, то диавол определяет строй его чувств и мыслей, его поведение. Этим людям кажется, что они герои, что они сильные – тем более если у них есть большая власть и огромные деньги, они удовлетворяют все свои прихоти, чувствуя свое «могущество» свою автономию от всех, в том числе от Бога; при этом не осознавая, что они являются всего лишь жалкими марионетками диавола. Дернит бес за ниточку – человек поднимает ногу, за другую – руку, за третью – вздергивает голову. И несчастный, удовлетворяя всем своим страстям и похотям, теряет возможность управлять самим собой, теряет свободу. Там, где нет веры, ничего быть не может. Там ничего не может измениться, там будет только все хуже и хуже, потому что власть темных сил будет только укрепляться. Люди будут добровольно своей жизнью утверждать эту бесовскую власть.

Сей же род изгоняется только молитвою и постом. Пост – всестороннее воздержание, молитва – всестороннее богообщение; тот совне защищает, а эта извнутрь устремляет на врагов всеоружие огненное. Хоть бесов бездна и весь воздух набит ими, но ничего не смогут сделать тому, кто огражден молитвою и постом. А находящийся во власти демонов должен особенно поститься. И молитва бывает истинною тогда, когда она соединена не с пьянством, а с постом.

Пост помогает человеку обратить внимание на свое внутреннее состояние. Пост связан с воздержанием, самоограничением, самовоспитанием. Человек постящийся и молящийся искореняет терния похотей, раскаивается в своих грехах, старается жить по закону Божиему, в общении с Богом. И диавол теряет рычаги воздействия на такого человека. Бесы пытаются влиять на ум, заражать грязными мыслями, стремятся поработить и чувственную сторону жизни человека. Но водимый Богом христианин избегает все сети вражии. Постящийся человек не только воздерживается в пище, но отказывается – или вернее, становится свободным – от всего того, что его прельщает, что его порабощает. Только такой человек способен обернуться к Богу и услышать Его животворящее слово.

Как-то к схимонаху Паисию Афонскому обратился один человек с просьбой помолиться о его сыне, больном раком. Отец Паисий сказал ему, что Господь исполнит его прошение, если он откажется от своей преступной греховной страсти. Тот, с помощью Божьей, отказался от нее, И Господь даровал исцеление его сыну. Но потом несчастный опять взялся за свое, и та же болезнь вернулась к его сыну. Вымоленное здравие не повод, оставив пост и молитву, предаться нерадению и незаметно сползти во глубину порока.

(Составил иеромонах Вадим (Чинилкин))

 

*   *   *

Проповедь митрополита Сурожского Антония (Блюма)

в 10-ю Неделю по Пятидесятнице.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В сегодняшнем евангелии мы еще и еще раз видим отчаянную человеческую нужду и неспособность учеников Христовых исцелить человека. Недавно мы читали в Евангелии о том, что они чувствовали, что они не в состоянии накормить народ, который окружал Христа. И спросили у Него, почему, почему они так бессильны, почему они не могут помочь тем, которые с такой надеждой к ним приходят?

И Спаситель две вещи сказал. Сначала, до их вопрошания, Он сказал, приведите больного мальчика ко Мне. Это первое, что каждый из нас в состоянии сделать, когда перед нами нужда, болезнь, отчаяние, растерянность.

Мы так часто стараемся своим умом помочь. И порой, в какой-то мере мы это можем сделать, но в конечном итоге предельная гармония, цельность человека может быть восстановлена только Самим Богом. И поэтому мы должны помнить, что мы посланы в этот мир для того, чтобы каждого нуждающегося привести к Самому Христу, стать настолько прозрачными, настолько незаметными, чтобы люди вошли бы в общение со Христом, потому что мы их за руку к Нему привели, но только.

Второй вопрос был поставлен конкретно учениками: Почему мы не смогли его исцелить? Потому что не хватило веры. Не веры в то, что у них есть силы это сделать, а веры в то, что Бог может это сотворить; и что роль ученика в том, что распахнуть как можно шире дверь для Бога, чтобы Он мог вступить в жизнь и сотворить чудо.

Но для того, чтобы быть способным так поступить, как Спаситель им сказал, надо пройти путем молитвы и поста. Не поста в том смысле, в котором мы о нем говорим так часто, воздержания в пище. А поста в том основном смысле, в котором святые отцы понимают это слово: отказ, или вернее свобода от всего того, что нас порабощает, свобода от всего того, что нас прельщает, царственная независимость, при которой мы можем до конца принадлежать Богу и быть способными к Нему обернуться и слушать в глубинах нашего бытия Его животворящее слово.

В этом и заключается, в конечном итоге, молитва. В том, чтобы мы, стряхнув с себя все узы, забыв про небо, про землю и про себя, стали пред Богом в глубоком молчании, слушая, вслушиваясь всем нашим существом в Его присутствие, в Его безмолвие, в Его слово животворящее, и отвечая Ему порой только одним словом: Аминь. Да, Господи, приемлю, да.

И не напрасно в конце этого отрывка говорит нам Христос о том, что Ему через несколько дней надлежит быть преданным в руки человеков, которые озабочены только землей, и что они Его убьют, потому что такой Свидетель свободы в Боге невыносим для них.

Это предел того, к чему Он зовет учеников: Отрекитесь от себя до конца, уйдите в Бога до конца. Тогда вы станете, вероятно, чуждыми тем людям, для которых Бог чужд, в которых не живет подлинная жалость и любовь.  Следуйте Моему примеру, возьмите свой крест и последуйте за Мной, но без страха. Потому что Я никуда вас не поведу никаким путем, каким Я Сам не прошел. И этот путь ведет через крест к воскресению. Аминь.

 

Апостольское воскресное чтение:

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ к КОРИНФЯНАМ

СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА,

глава 4

9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.

10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.

11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, 12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; 13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.

14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

Песнопения 1-го гласа:

ТРОПАРЬ

по-церковнославянски

по-русски
 Камени запечатану от иудей и воином стрегущим Пречистое Тело Твое, воскресл еси тридневный, Спасе, даруяй мирови жизнь. Сего ради силы Небесныя вопияху Ти, Жизнодавче: слава воскресению Твоему, Христе, слава Царствию Твоему, слава смотрению Твоему, Едине Человеколюбче.

 Хотя камень был запечатан иудеями, а воины стерегли Пречистое Тело Твое, Ты, Спаситель, воскрес на третий день, даруя тем жизнь миру. Потому Силы Небесные взывали к Тебе, Податель жизни: «Слава Воскресению Твоему, Христе, слава Царству Твоему, слава Промыслу Твоему, Единый Человеколюбец!»

 

КОНДАК

по-церковнославянски по-русски
 Воскресл еси яко Бог из гроба во славе, и мир совоскресил еси, и естество человеческое яко Бога воспевает Тя, и смерть исчезе; Адам же ликует, Владыко, Ева, ныне от уз избавляема, радуется, зовущи: Ты еси, Иже всем подая, Христе, воскресение.  Ты воскрес, как Бог, из гроба во славе, и мир с Собою воскресил; и естество человеческое воспевает Тебя как Бога, и смерть исчезла; Адам ликует, Владыка, и Ева, ныне от уз избавляемая, радуется, восклицая: «Ты, Христе, даруешь всем воскресение!»