Рождество Христово как всесовершенная любовь Бога к человеку

«Тьма проходит и истинный свет уже светит» (1Ин.2:8).

Нет большего и значимого события в истории человечества и в истории всего мира, чем событие Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа. «Ни ходатай, ни ангел»[1], но «Свет от Света, Бог истинный от Бога истиннаго»[2], Сам Бог пришёл на землю, чтобы спасти своё падшее творение. «Бог явился во плоти»  – говорит Апостол Павел (1Тим.3:16), почти в точности повторяя слова апостола и Евангелиста Иоанна Богослова: «Слово стало плотию» (Ин.1:14, 1Ин.4:2,3 и 2Ин.1:7).

Соединившись с человеком настолько близко, насколько было возможно, Господь соединил Свою Божественную природу с природой человеческой, соединил чудесно и необыкновенно, соединил «неслитно, неразлучно, нераздельно». «Благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всяческая полнота» (Кол.1:19) – пишет апостол Павел в послании к Колоссянам. Непостижимое для нашего ума таинство, ибо без изменения Своей Божественной природы, которую ничто не может умалить, Сам Бог полностью принимает на Себя наше состояние кроме греха, даже и до принятия самой смерти, ради нашего спасения, ибо «Для спасения нашего – замечает святитель Феофан Затворник, – было необходимо, чтобы Спаситель наш был человек полный, всю природу человеческую имеющий, кроме греха»[3]. Как писал преподобный Максим Исповедник: «…Еще до веков было продумано (Богом) соединение предела и беспредельности, меры и безмерности, края и бескрайности, твари и Творца, движения и покоя – то соединение, которое было явлено во Христе в конце времён». «Восседающий на херувимах, – умиляется св. Григорий Палама, – на земле как Младенец предлежит сегодня. Невидимый для Серафимов, ныне представляется земному зрению и предлежит плотским очам, став Плотью. Определяющий всему границы и ничём не Неограниченный, объемлется сделанными на скорую руку малыми яслями. Содержащий всё, малыми пеленами пеленается и малыми повязками сдавливается. Обладающий богатством неисчислимых сокровищ, добровольно подвергает себя такой нищете, что даже не имеет себе места в жилище и полагается в вертепе. Родившийся от Бога вне времени, бесстрастно и безначально, Своим рождением облекается в поверженное естество, но и ещё будучи во чреве Матери, воспринимает крайний приговор, бывший от начала нашему естеству (смертное тело, подверженное немощам, вследствие грехопадения первых людей), и сочисляется и записывается с рабами, Сущий естеством Своим Владыка всего мира, – всецело делая земное рабство ничем не бесчестнее земного владычества»[4]. «Он входит в Свой образ, – пишет святитель Григорий Богослов, –  носит плоть ради плоти, соединяется с разумной душой ради моей души, чтобы подобное подобным очистить, и становится человеком по всему кроме греха. Зачинается во чреве, по душе и телу предочищенной Духом, ибо надлежало и рождение почтить и девство предпочесть. Исходит же Бог с воспринятым человечеством в единстве из двух противных, из плоти и духа, из которых один обожил, а другая обожилась. О необычайное соединение! О дивное растворение! Сущий начинает быть, несозданный созидается; невместимость вмещается посредством умной души, посредствующей между Божеством и грубой плотью. Богатый нищенствует, нищенствует во плоти моей, чтобы я обогатился Его Божеством. Полный истощается, ибо истощается от своей славы на короткое время, чтобы мне причаститься Его полноты. Какое богатство благости! Какое со мною таинство! Я приобщился образа Божия, и не сохранил его. Бог приобщается моей плоти, чтобы и образ Свой спасти и плоть обессмертить…»[5]

«С нами Бог!», Господь с нами, и что может быть для всех нас так значимо, так велико и радостно как  ни это. Почему Господь так снизошёл к нам? Многие святые отцы пытались истолковать побудительные причины Боговоплощения, но, наверное, нет более верной причины, кроме одной: любви Божией к человеку. Только движимый совершенной любовью к человеческому роду, Господь мог послать на вольное страдание и крестную смерть Единородного  Своего Сына. «С пришествием Сына Божия – и Сына человеческого – мир узнал, что Бог есть Любовь, а не только Высшая Сила, – пишет святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл, – Бог есть Милость – а не только Мздовоздаятель, Бог есть источник жизни и радости – а не только Грозный Судья, Бог есть Святая Троица, внутренним законом жизни Которого является также любовь, – а вовсе не одинокий Владыка мира»[6]. Любовь Божия сподобила нас усыновления Божия через соединение с Единородным Его Сыном, ставшим человеком. «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа (Гал. 4:7)» – писал апостол Павел. И все христиане, через усыновление во Христе (Еф. 1, 56) и через принятие «Духа сыноположения» (Рим. 8, 15; Гал. 3, 26; 4, 5 – 7), становятся детьми Божиими.  Своим рождением, жизнью, смертью, и воскресением Господь наш Иисус Христос дарует христианам новое наследие, новое рождение и новую жизнь. Любовь Божия сподобляет человека обращаться к Богу как к Отцу Небесному. Господь даёт человеку полную свободу, ведь Любовь никогда не ограничивает свободу. Бог ждёт когда сам человек пойдёт на встречу к Нему. «Се стою у дверей и стучу; если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною». (Откр.3:20). Поэтому от открытости нашего сердца Богу зависит наше единение с Ним. Жизнь со Христом нам открыта, несмотря ни на что, только пускай сердца наши будут способны открываться для Него, чтобы «Истинный свет» (1 Ин.2:8), и «Жизнь наша» (Иоанн 11:25) Господь Христос отобразился в них. Именно поэтому, на протяжении двух тысячелетий, целью жизни всех христиан всегда было и остаётся стремление к единению с Богом, стремление приблизится к Богу. Практика духовной жизни всегда показывала то, что Бог открывается человеку, только тогда когда, Сам человек стремится уподобиться Богу, стремится к святости, к исполнению воли Божией, стремится к свету,  ибо Бог «Свят» (Лев 11:45), ибо «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Иоан. 1, 5). Только подобное соединяется с подобным, только подобное притягивается к подобному. Господь Бог открывается нам в исполнении заповедей и чистоте жизни. Поэтому апостол Павел призывает христиан следовать «примеру призвавшего вас Святого (Господа Иисуса Христа), и самим быть святыми во всех поступках». (1 Пет.1:15). Как писал преподобный Исаак Сирин: Господь Сам придёт, если место в сердце будет чисто и нескверно»[7], ибо сердце есть «Божия обитель»[8]. Если сердце наше готово, если открыто и очищено, тогда непременно в Нём поселится Благодать Божия в нём будет пребывать Бог. Как в чистой спокойной воде отражаются лучи солнца днём и луна и звёзды ночью, так и в таком сердце будет всегда пребывать Бог. Как писал святитель Николай Сербский : «Чистое сердце – это зеркало, в которое любит смотреться Господь»[9]. Будем всеми своими силами подражать Вочеловечшемуся Господу Иисусу Христу, ибо, как писал известный богослов протоиерей Александр Мен: «чистое сердце, это и христоподобное сердце. Христоподобное сердце, сердце которое любит. Любит. Которое открыто»[10]. Христос же, возлюбил человека, «даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп 2:7). Божья Любовь открывается нам и в таинствах Церкви, которые являются особенными проводниками Божественной благодати. И если «Бог есть Любовь» (1Ин. 4:8), то невозможно нам сподобится единения с Ним, без любви. Если Господь и Спаситель так возлюбил человека, что не гнушался человеческого естества воспринял в Себя человеческую природу и приблизился к нам, страдал и воскрес по любви к человеку, то человеку без любви совершенно невозможно приблизится и к Богу. Это главная  аксиома духовной жизни и Богопознания. Ещё блаженный Августин писал: «Кто хочет познать Бога, тот пусть любит. Понапрасну тот принимается за чтение, за размышление, за проповедь, за молитву, который не любит»[11]. Потому что «Пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нём (Ин. 4:16). Уподобление Свойствам Божиим, таким как Любовь, высочайшее Смирение, Милосердие, должны стать для нас духовной целью и верным компасом приближения к Господу. Смирение «есть риза Божества, в которую облеклось вочеловечившееся Слово и через него приобщилось нам в теле нашем»[12], – говорил известный подвижник седьмого века преподобный Исаак Сирин. Для преподобного Исаака, говорить о смирении – это говорить о Боге, потому что Бог в его восприятии Тот, Кто в наивысшей степени, «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). «Бог Милосерд есть» (Исход 34:6). Господь Бог, наш Иисус Христос собственной жизнью явил пример любви и милосердия к Своему творению, именно поэтому как замечает святитель Симеон Новый Богослов: «Благоутробный и милостивый Бог повелел и нам быть благоутробными и милостивыми»[13]. И как сказал, святитель Иоанн Златоуст, будем помнить о том, как Господь заповедовал нам быть милостивыми: «Ты принял Меня, – говорит Он, – в жилище своё, Я приму тебя в Царствие Отца Моего; ты избавил Меня от голода, Я избавлю тебя от грехов; ты воззрел на Меня связанного, Я покажу тебя разрешенным; ты призрел Меня странника, Я сделаю тебя гражданином Неба; ты подал Мне хлеба, Я дам тебе Царствие всецело в наследие и обладание твое… Ты сделал для Меня тайно, Я возвещу явно; сделанное тобою Я считаю милостью, а Мое – долгом… Ты воззрел на Меня связанного, и сам не увидишь огня геенского; ты призрел Меня болящего, и сам не испытаешь ни мытарств, ни наказаний». О, поистине благословенны руки, совершающие такие благодеяния, удостоившиеся послужить Христу! Легко пройдут через огонь ноги, ходившие в темницы для Христа; не испытают тяжести уз руки, касавшиеся Его связанного… ты был с Ним в темнице и будешь с Ним в Царствии. Он исповедует это не стыдясь…»[14]

Во время совершения Божественной литургии каждый раз священники произносят необыкновенные слова «Христос посреди нас!» – и ответ: «И есть, и будет!» С нами Бог, Воплотившийся Господь Иисус Христос, с нами Бог,  воплотившийся от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшийся. О, великая радость Рождества Христова! Будем всегда помнить об этом, и стараться также быть с Ним.

Иерей Антоний Гуров

 

Библиография.

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское Библейское общество, 2001.
  2. Рождество Христово. Служба на праздник Рождества, еже по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, с приложением минейных сказаний, избранных статей, объяснительных примечаний и нотных песнопений. Слово святителя Григорий Богослова. Джорданвиль, 1984.
  3. Никео-Цареградский Символ веры
  4. Октоих ч.1. УПЦ. 2001.
  5. Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 1. О хранении сердца. Глава 9. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008.
  6. Преподобный Ефрем Сирин. Полное собрание творений в 8-ми т. Т. 4. Гл. 137. О страхе Божием и последнем суде. – М.: Отчий дом, 1995.
  7. Святитель Николай Сербский. Вера Святых. Райская пирамида. Толкование заповедей блаженств. – М.: Покров, 2004.
  8. Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. – С. 233.
  9. Собрание писем святителя Феофана. Вып. 2. М., 1898.
  10. Святитель Феофан Затворник. Толкование послания святого апостола Павла к Галатам. М., 1893,
  11. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 8. В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1902.
  12. Заповедь благого Учителя. По творениям блаженного Августина. (Святые отцы о христианской любви). – М,: Благовест, 2011.
  13. Святитель Григорий Палама. Беседы (Омилии). Т. 3. Беседа на спасительное Рождество во плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Монреаль, 1984.
  14. Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.2013/2014 гг. / Православие. Ru. [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/67003.html. – Дата доступа: 05.01.17.
  15. Мень Александр, протоиерей. Беседа о блаженствах // Наследие протоиерея Александра Меня [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.alexandrmen.ru/besedy/blagenst.html. – Дата доступа: 10.10.2006.

[1] Ирмос 4 песни Воскресного канона на утрени Глас 2. Октоих ч.1. УПЦ. 2001. – 215 с.

[2] Никео-Цареградский Символ веры

[3] Святитель Феофан Затворник. Толкование послания святого апостола Павла к Галатам. М., 1893, с.291

[4] Святитель Григорий Палама. Беседы (Омилии). Т. 3. Беседа на спасительное Рождество во плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Монреаль, 1984. – 183 – 184 с.

[5] Цит по: Рождество Христово. Служба на праздник Рождества, еже по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, с приложением минейных сказаний, избранных статей, объяснительных примечаний и нотных песнопений. Слово святителя Григорий Богослова.  Джорданвиль, 1984. – 54 с.

[6] Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.2013/2014 гг. / Православие. Ru. [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/67003.html. – Дата доступа: 05.01.17.

[7] Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 1. О хранении сердца. Глава 9. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. – С. 552. (Серия «Сокровищница святоотеческой письменности»).

[8] Преподобный Ефрем Сирин. Полное собрание творений в 8-ми т. Т. 4. Гл. 137. О страхе Божием и последнем суде. – М.: Отчий дом, 1995. – С. 99. (Репринт)

[9] Святитель Николай Сербский. Вера Святых. Райская пирамида. Толкование заповедей блаженств. – М.: Покров, 2004. – С. 232.

[10] Мень Александр, протоиерей. Беседа о блаженствах // Наследие протоиерея Александра Меня [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.alexandrmen.ru/besedy/blagenst.html. – Дата доступа: 10.10.2006.

[11] Заповедь благого Учителя. По творениям блаженного Августина. (Святые отцы о христианской любви). – М,: Благовест, 2011. – С. 130.

[12] Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. – С. 233.

[13] Цит по: Собрание писем святителя Феофана. Вып. 2. М., 1898. — 28.

[14] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 8. В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1902. – 396 с.