1.5 миллиона беженцев из западнобелорусских регионов как результат Первой мировой войны – эту тему обсудили в Минске в рамках Свято-Михайловских чтений «Православие и современность». Чтения в этом году были посвящены Великой войне 1914 – 1918 годов. Духовный смысл, предпосылки и последствия Первой мировой попали в центр внимания участников из Беларуси, России, Сербии, Австрии и других европейских стран. Подробности из Минска.
Свято-Михайловские чтения традиционно проводятся в Покровском приходе белорусской столицы братством святого Архистратига Михаила. В нынешнем году они были посвящены 100-летию Великой или Первой мировой войны, обсуждению ее духовного смысла, предпосылок и последствий. В частности, до сих пор в Беларуси малоизвестны трагические страницы беженства православного населения соседних польских регионов Подлясья и Холмщины – когда православные белорусы и украинцы с этих территорий были эвакуированы вглубь России.
Евгений Григорьевич Чиквин, депутат Сейма Республики Польша, главный редактор журнала «Православное обозрение» (Польша): «Сейчас, спустя столетие ситуация с приемом беженцев повторяется. Но тогда все беженцы, глядя на революцию, гражданскую войну и последующую борьбу с Церковью и крестьянством в России– вернулись на свои земли в новое государство – Польшу, власти которой относились к ним с недоверием».
Дорофей (Дариуш) Фионик, основатель музея малой Родины в Студиводах (Бельск-Подлясский, Польша): «И вот такие образы в воспоминаниях беженцев, которые возвращаются в Бельск: стоит в Свято-Троицком храме Бельска 10 молодых пар, венчаются. Множество малолетних детей родители приводят в храм на Крещение».
Позже, в межвоенной Польше, церковная жизнь в Подлясье наладилась, но приходская сеть возродилась только на 30 процентов. И только дальнейшее возрождение Православия в Польше частично сдерживает процессы полонизации – считают депутат Евгений Чиквин и Дорофей Фионик, один из ярких общественных деятелей Подлясья. Несмотря на то, что большинство из белорусов Польши в последних переписях записываются поляками, православная вера позволяет им держать связь с многовековой духовно-культурной традицией, истоки которой – в Киевской Руси. Беспокоит православных то, что в современной Украине православные храмы сейчас защищены гораздо хуже, чем в самой Польше — происходят рейдерские захваты церковных зданий.
Первая мировая война запустила длительную цепь причинно-следственных связей, ее последствия до сих пор определяют ход современной истории и современных конфликтов. В последнее время главными виновниками Великой войны на Западе любят называть Сербию и Россию – об этом рассказал на Свято-Михайловских чтениях экс-министр иностранных дел Югославии Живадин Йованович. Этой же теме будут посвящены следующие материалы Восточно-Европейского бюро ПТК «СОЮЗ» из Минска (при поддержке компании «Шате-М Плюс»).
/ sobor.by/ .