Почитание иконы Божией Матери, именуемой «Казанская» в г. Минске

Подготовил: аспирант МинДА Демидов А.

До революции в Минске существовал прекрасный храм, посвящённый иконе Божией Матери «Казанская», судьба которого, к сожалению, сложилась очень печально. Об истории его многострадальной судьбы сегодня, в день празднования иконы Божией Матери, именуемой «Казанской», пойдёт рассказ.

Непростая история прихода в честь Казанской иконы Божией Матери неразрывно связана с деятельностью железнодорожников в Минске. Минский участок Либаво-Роменской железной дороги, связавший порты Прибалтики с югом Российской империи, был сдан в эксплуатацию в 1873 г. Стоит отметить, что в кон. XIX в. железнодорожники занимали весьма привилегированное положение среди других промышленных рабочих г. Минска.

Поскольку большинство жителей железнодорожного посёлка принадлежало к православному вероисповеданию (на работу на железной дороге принимались только христиане), вскоре стал вопрос о создании для них самостоятельного прихода. Средства на возведение нового храма собирали железнодорожные служащие и правление Либаво-Роменской и Московско-Брестской железных дорог, пути которых пересекались в Минске.

В 1889 г. Святейший правительствующий Синод издал указ, в соответствии с которым было дано разрешение на строительство новой церкви в губернском г. Минске. Одновременно городские власти г. Минска выделили земельный участок на углу улиц Захарьевской и Ново-Московской (ныне – Советской и Мясникова) под строительство церковного здания.

На этом месте в октябре 1890 г. была освящена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери. В дальнейшем, в результате перестройки, её здание приобрело крестообразный вид с небольшим куполом в центре.

Рядом была построена каменная часовня, освящённая в память чудесного спасения рос. императора Александра III и его семьи, случившегося во время крушения царского поезда 17 октября 1888 г. у станции Борки под Харьковом.

В 1898 г. при церкви учредили церковное братство, главной обязанностью которого было собирать средства на строительство нового и более вместительного каменного храма рядом со старым деревянным.

Окончательная версия проекта храма была утверждена только в 1909 г. Был создан специальный комитет, под руководством которого велись строительные работы.

В октябре 1914 г. епископ Минский и Туровский Митрофан (Краснопольский, 1869-1919) освятил новое каменное здание Привокзального (или железнодорожного) храма во имя иконы Божией Матери, именуемой «Казанская». Старая деревянная Свято-Казанская церковь была приспособлена под склад церковной утвари.

По своей архитектуре церковное здание представляло собой величественный собор, построенный в популярном тогда неовизантийском (или псевдовизантийском) стиле. Стоит заметить, что во многих городах Российской империи появились похожие храмы. Интерьеры нового храма имели богатый декор. Звон медных колоколов был слышен за несколько километров. Кроме основного престола, храм имел придел в честь святителя Алексия, митрополита Московского.

В 1930 г. большевики закрыли каменный Свято-Казанский храм, сняли с него кресты и устроили в нём клуб железнодорожников. В деревянной Свято-Казанской церкви разместился клуб для глухонемых. Церковные колокола были переплавлены. На фасаде каменного храма разместили чучело Ленина, а вместо надкупольного креста развевался красный флаг.

В мае 1936 г., вслед за Кафедральным Петро-Павловским собором, Привокзальный Свято-Казанский каменный храм был взорван под руководством военного инженера Григоренко П. Г. (1907-1987). В своих воспоминаниях, записанных в книге «В подполье можно встретить только крыс» (1981) Григоренко так описывает происходившее разрушение храма:

«[В Минске], оказывается, рядом с недавно возведенным девятиэтажным домом правительства осталась, почти вплотную примыкая к этому зданию, маленькая церквушка. … Церквушку мы взорвали, не повредив правительственного здания. … Минский взрыв я уже готовил без интереса».

Тогдашние советские руководители БССР Гикало Н.Ф. (1897-1938), Голодед Н.М. (1894-1937) и Червяков А.Г. (1892-1937), именами которых названы улицы в Минске, наблюдали за взрывом с балкона левого крыла Дома Правительства. Стоит отметить, что их дальнейшая участь была печальна: все они были репрессированы в результате партийных чисток 1937-38 гг.

После сноса каменной церкви хотели поставить на её месте памятник советскому революционеру Мясникову-Мясникяну А.Ф. (1886-1925). Камень с соответствующей надписью лежит на месте фундамента церкви и поныне. Пустырь, образовавшийся после взрыва храма, партийные органы Минска назвали площадью имени Мясникова.

Во время ВОВ, 2 ноября 1941 г., возобновились богослужения в деревянной Свято-Казанской церкви. После войны и до своего разрушения храм имел статус кафедрального. В нём служили минские архипастыри:

  • архиепископ Василий (Ратмиров) – 4 сентября 1944 – 13 января 1947;
  • митрополит Питирим (Свиридов) – 13 января 1947 – 21 апреля 1959;
  • митрополит Гурий (Егоров) – 21 мая 1959 – 19 сентября 1960;
  • епископ Бобруйский Леонтий (Бондарь) – 19 сентября 1960 – 16 марта 1961.

В 1961-62 гг. деревянная Свято-Казанская церковь по решению уполномоченного по делам религий при Совмине БССР была разобрана. Теперь на её месте находится газон перед зданием министерства.

В 1968 г. престол правого (западного) придела Свято-Духова Кафедрального собора был посвящён иконе Божией Матери, именуемой «Казанской». Именно здесь находится икона, которая до 1930 г. принадлежала многострадальной Казанской церкви г. Минска.

Bratstvo.minsk.by/Sobor.Minsk.by