• 246
    У каждой поры года есть свои, только ей свойственные даты. Сегодня мы остановимся на одной дате церковного календаря, завершающей собой позднюю осень. 27 ноября, день апостола Филиппа. Мы знаем с вами, что этот день начинает наше вступление в сорокадневный Рождественский пост. Однажды один человек сказал: «что это у вас, христиан, одни посты какие-то? А когда жить и этой самой жизни радоваться?». Сам того не ведая человек повторяет упрек, сделанный когда-то философами мира сего, упрек в том, что христиане – безрадостны. Не будем оправдываться перед мудростью праха и миром живых мертвецов, забывших Создателя. Да и Сам Господь ждет от нас не споров и философий. Он просит свидетельства нашей веры окружающему миру, свидетельства и дел, подтверждающих эту самую нашу веру: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Но можем ли мы говорить о том, что вот, с завтрашнего дня начну творить добро? Нет. Нельзя начать творить добро, не взглянув на свое сердце. Именно поэтому земная проповедь Иоанна Предтечи, а затем и Спасителя началась одинаковыми словами: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Добрые, богоугодные дела начинаются с того, что христианин наполняет свое сердце любовью к Богу, покаянием пред Ним и исправлением своей жизни. Вот тогда и добрые дела будут продолжением и отражением веры. Иначе – тщеславие и гордыня. А для того, чтобы взглянуть на самого себя и установлены Церковью посты.
    В светской жизни есть термин: курсы повышения квалификации. Вот и для христианина, в его духовной жизни время поста – курсы повышения духовной квалификации. Снова и снова приходится говорить о том, что время поста – не изучение элементов таблицы Менделеева в продуктах питания. Не нужно тратить драгоценное время поста на ненужную суету. Это время – время усиленного труда над своим внутренним миром, время перемен в душе и сердце. А если говорить языком медицины, то время поста – это время лечения наших душ, испорченных многими страстями и грехами. А телесный пост – одно из лекарств для души. Перечень болезней души занимает много времени, об этом мы знаем, готовясь к Таинству Покаяния. И ни одна страсть, ни один грех сами по себе не излечатся, если у больного нет желания избавиться от своих болезней. Из всех духовных болезней самая тяжелая- одержимость человека величием своего собственного «Я». Болезнь начинается с простой установки: человек говорит самому себе: «я – хороший». Проходит время, и он уже в своих собственных глазах не просто хороший, а «лучше всех». А еще через некоторое время превращается в известный персонаж из евангельской притчи Спасителя: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18:11). Последняя стадия одержимости гордыней уже неизлечима ни одним врачом, ее может излечить только Создатель. Пример такого небесного врачевания мы в встречаем в книге пророка Даниила: «царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия! Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: «тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!» Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него – как у птицы» (Дан. 4:27-30). «По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего» — читаем мы далее в Священном Писании историю болезни одержимого гордостью царя (Дан. 4:31)…
    Знаем мы с вами о том, что над многим в своем сердце нужно поработать. Без ропота и уныния. С благодарностью Тому, кто врачует нас и избавляет от власти тьмы. Именно поэтому оживает во время поста тихая радость, отгоняющая земные страхи, ибо – с нами Бог.
    Когда-то Ницше сказал всему миру — «Бог умер». В отличие от Навуходоносора, Ницше не поднял свои глаза на небо и окончил свои земные дни в психиатрической лечебнице.
    Дай Бог каждому из нас сил и желания чаще поднимать глаза к небу, дай Бог чаще взывать Богу покаянной молитвой: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк.18:13). И, конечно же, дай Бог разум провести время поста так, чтобы встретить Рождество Христово не в больничных стенах, попав туда от истощения, а в храме Божьем, на богослужении и дома, в кругу родных и близких, даря окружающим небесный мир, возвещенный ангельским славословием: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2:14).
    Иерей Георгий Курьян