История Казанской иконы

img_0434

Обретение святыни

Образ Богородицы явился в Казани в 1579 году, когда город этот еще трудно было назвать русским. Всего 27 лет прошло со дня взятия его войсками Ивана Грозного в 1552 году, и еще меньше – со дня основания в нем отдельной епархии Русской Православной Церкви в 1553 году. Местное население тоже мало располагало к столь великому событию, ведь оно преимущественно было мусульманским. Более того, накануне явления – в июне 1579 года – город охватил страшный пожар, и многие местные жители посчитали это злоумышлением христиан. Тем не менее именно в этом городе и в это неспокойное время и явила Свой честной образ Матерь Божия.

kalinin003n

Казанский кремль. Первая половина 16 века

Явление Казанской иконы

Само явление произошло следующим образом. Спустя некоторое время после произошедшего пожара одной девятилетней девочке – Матроне, дочери стрельца царского войска – начинает являться Сама Божия Матерь с повелением отыскать Свой образ на одном из пепелищ. После первого явления Богородицы девочке никто не поверил. Однако Матерь Божия является Матроне еще не раз и не два, и девочка продолжает обращаться к взрослым с просьбой отыскать образ. Через некоторое время мама Матроны обращается к православным священникам с просьбой о помощи и рассказом о чудесном видении своей дочери. Однако священнослужители сомневаются в истинности этих явлений и не спешат отыскивать образ. Лишь только после неоднократных настойчивых обращений к епископу Казани было решено отыскать образ Пречистой Богородицы. В результате образ, завернутый в сукно, был найден на одном из пепелищ. По преданию, образ был найден только тогда, когда копать начала сама Матрона. На месте обретения иконы по указу царя был построен Богородицкий девичий монастырь и церковь, а первый ее список был отправлен в Москву.

Оригинал Казанской иконы

Сразу отметим, что слово «оригинал» условное при разговоре об иконах. Любое освященное изображение Казанской иконы — это святыня, перед которой можно молиться. Пресвятая Богородица слышит молитвы человека вне зависимости от того, перед какой иконой они произносится.

Традиционно под «оригиналом Казанской иконы» понимают образ,который явился в 1579 году девочке Матроне и был утрачен в начале ХХ века.

Для минского Свято-Духова кафедрального собора этот день является особенным, так как правый предел с южной стороны был освящен в 1968 году в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Этот предел является памятью о двух минских церквах деревянной и каменной, которые также были освящены в честь Казанской иконы Божией Матери и уничтожены в годы гонений за веру.

Первой была построена деревянная Свято-Казанская церковь на углу улиц Захарьевской и Ново-Московской (ныне улицы Советская и Мясникова). В октябре 1890 года она была освящена Преосвященным Симеоном (Линьковым), епископом Минским и Туровским. Храм был возведен за счет пожертвований служащих недавно вошедших в строй Либаво-Роменской и Московско-Брестской железных дорог. К 1898 году Свято-Казанская, или, как ее еще называли, Привокзальная церковь была расширена, тоже на добровольные пожертвования. Тогда же при церкви учредили братство, главной обязанностью которого было собирать средства на строительство в этом районе нового, более вместительного и прочного храма. После социалистической революции 1917 года в деревянной Свято-Казанской церкви разместился «клуб для глухонемых». Богослужения в этом храме возобновились лишь в начале сентября 1941 года. В первой половине 1945 года эта церковь стала архиерейской (Крестовой). В 1961 году деревянная Свято-Казанская церковь была снесена.

Каменная Свято-Казанская церковь была построена к 1914 году и в октябре того же года Преосвященный Митрофан (Краснопольский), епископ Минский и Туровский (6 июля (23 июня – ст.ст.) 1919 г. принял мученическую смерть от гонителей Церкви и в декабре 2001 года причисленный к лику новомучеников и исповедников земли Русской), совершил чин освящения нового каменного Привокзального храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Это был величественный собор, построенный в популярном тогда неовизантийском стиле. Во многих городах Российской Империи появились похожие храмы. Он располагался в центре нынешней площади Мясникова (теперь на этом месте сходятся улицы Советская, Бобруйская и Мясникова.). Собор, кроме главного Казанского, имел еще один престол во имя святителя Алексия, митрополита Московского, всея Руси Чудотворца.

После революции 1917 года в церкви еще некоторое время совершались богослужения. В 1930 году большевики закрыли каменный Свято-Казанский храм, сняли с него кресты и устроили в нём клуб железнодорожников.

После революции 1917 года в церкви еще некоторое время совершались богослужения. В 1930 году большевики закрыли 1000каменный Свято-Казанский храм, сняли с него кресты и устроили в нём клуб железнодорожников.

В апреле 2011 года Высокопреосвященный Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси (ныне – почетный Экзарх), ходатайствовал перед президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко о восстановлении Свято-Казанской церкви на прежнем месте:

Казанская икона: как Божья Матерь помогает

По учению Православной Церкви, нельзя считать, что та или иная икона от чего-то помогает. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что новонаписанный образ становится святыней лишь после его освящения. До этого момента новая икона — это просто изображение Христа, Богородицы или святого, которое сделано красками на дереве. Христиане не покланяются материалу, с помощью которых написан тот или иной образ. На VII Вселенском соборе был принят догмат об иконопочитании. Там прямо говорится, что «честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней».

Другое дело, что некоторые иконы считаются чудотворными, поскольку Христос по молитвам перед теми или иными святынями, помогает людям и целым народам. Поэтому Казанская икона Божией Матери была особо почитаема на Руси, и Богородица по молитвам людей перед ее образом не раз исцеляла больных или спасала страну от гибели.

_kzn1974

Молитва перед иконой Казанской Божией Матери не раз спасала Россию. Так было в начале XVII века, когда Москва была захвачена поляками. В ополчении Минина и Пожарского был чудотворный образ Богородицы, и после усердных молитв люди смогли освободить Кремль от захватчиков в 1613 году.

В 1812 году на Россию напала армия Наполеона, и снова молитва перед образом Казанской Божией Матери помогла справится с захватчиками. Многотысячная армия знаменитого полководца бежала из России.

Тоже самое происходило и в годы Великой Отечественной войны. Существует несколько историй о том, как Богородица помогла людям пережить ужасы войны, а солдатам разгромить страшного противника. Молитва помогала воинам в боях.

Молитва пред иконою Божией Матери «Казанская» (22 октября/4 ноября и 8/21 июля)

О Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице! Со стра́хом, ве́рою и любо́вию пред честно́ю (и чудотво́рною) ико́ною Твое́ю припа́дающе, мо́лим Тя: не отврати́ лица́ Твоего́ от прибега́ющих к Тебе́. Умоли́, милосе́рдая Ма́ти, Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Го́спода Иису́са Христа́, да сохрани́т ми́рну страну́ на́шу, Це́рковь же Свою́ Святу́ю непоколеби́му да соблюде́т и от неве́рия, ересе́й и раско́ла да изба́вит. Не и́мамы бо ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во: Ты еси́ всеси́льная христиа́н Помо́щница и Засту́пница. Изба́ви же и всех, с ве́рою Тебе́ моля́щихся, от паде́ний грехо́вных, от наве́та злых челове́к, от вся́ких искуше́ний, скорбе́й, боле́зней, бед и от внеза́пныя сме́рти. Да́руй нам дух сокруше́ния, смире́ние се́рдца, чистоту́ помышле́ний, исправле́ние грехо́вныя жи́зни и оставле́ние прегреше́ний, да вси, благода́рне воспева́юще вели́чия и ми́лости Твоя́, явля́емыя над на́ми зде на земли́, сподо́бимся и Небе́снаго Ца́рствия, и та́мо со все́ми святы́ми просла́вим пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропарь Казанской иконыТропарь Казанской иконы Божией Матери, глас 4

Засту́пнице усе́рдная, Ма́ти Го́спода вы́шняго. за все́х мо́лиши Сы́на твоего́ Христа́ Бо́га на́шего, и все́м твори́ши спасти́ся, в держа́вный тво́й покро́в прибега́ющим. все́х на́с заступи́, о Госпоже́ ца́ри́це и Влады́чице! и́же в напа́стех и ско́рбех, и в боле́знех обремене́нных грехи́ мно́гими, предстоя́щих и моля́щихся тебе́ умиле́нною душе́ю, и сокруше́нным се́рдцем, пред пречи́стым твои́м о́бразом со слеза́ми, и невозвра́тно наде́жду иму́щих на тя́, избавле́ния все́х зо́л. все́м поле́зная да́руй, и вся́ спаси́, Богоро́дице Де́во: ты́ бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м твои́м.