ПРЕПОДОБНЫЙ ЛЕОНТИЙ (КАРПОВИЧ),
АРХИМАНДРИТ ВИЛЕНСКИЙ, ИСПОВЕДНИК
Архимандрит Леонтий (в миру – Лонгин Федорович Карпович) родился в Пинском повете около 1580 года и происходил из шляхетского рода. Отец его был священником. Лонгин рос болезненным ребенком. Рано остался без матери, потом – без отца. Начальное образование, возможно, получил в школе Пинского Лещанского монастыря (по другому мнению, он получил образование в славных в то время русских школах Острожских на Волыни вместе со знаменитым гетманом Запорожского войска Петром Конашевичем-Сагайдачным)). Известно, что когда ему было 15 лет, Лонгин пришел в Виленскую православную братскую школу. Есть версия, что его устроил туда опекун и родственник Иван Карпович, член Виленского православного братства.
Виленское Свято-Троицкое братство было одним из самых влиятельных, оно имело право «школу братскую в дому братском, языка греческаго, латинскаго и рускаго имети. Також и друкарню вся книги ветхаго и новаго завета по святых отец преданию печатати». Король Сигизмунт III подтвердил законность братства, в которое вошли многие православные магнаты. Школа существовала на средства, которые давали братчики, и частично на милостыню, собираемую на улицах (наверное, поэтому и упоминается о воспитании Карповича на «жебранину ненъдзную»). Образование давалось блестящее, изучались греческий, латынь, церковнославянский, польский языки и «разные науки». В поэтическом произведении «Лямент», посвященном памяти отца Леонтия, есть строки, которые свидетельствуют о тяжелых материальных условиях его обучения: «Он о нищих, убогих старанье мел, о вдовах, маючи и сам выхованье с жебранины ненъдзной» (он заботился о нищих, убогих, вдовах, т.к. сам был воспитан с мизерной милостыни).
Для юного Лонгина братство стало его единственным домом. Лонгин разделял с братчиками все тяготы и тревоги. Став совершеннолетним, включился в общественную и религиозную деятельность. Поначалу его выбирают «шпитальным дозорцем» – то есть на нем лежала забота о госпитале для бедных. Затем становится писарем, избирается «церковным строителем», что-то вроде казначея. Но подлинное призвание его было в богословии и деле книжном. Лонгин Карпович обладал глубокими богословскими знаниями, диалектики, риторики, знал несколько языков и при этом выделялся смиренным благочестием и пламенностью православной веры. Архимандрит Киево-Печерского монастыря Захария (Копыстенский) в своей «Палинодии», написанной в 1621 году, так характеризует его: «Блаженный Леонтий Карпович, архимандрит Виленский, муж боговдохновенный, в языках греческом и латинском совершенный, защитник истинной веры».
В начале XVII в. униаты захватили Свято-Троицкий монастырь в Вильне и вытеснили действующее при нем православное братство, организовав вместо него свое, униатское, стремясь присвоить ему все имущественные и юридические права братства православного. Пытаясь защитить права Виленского православного братства от несправедливых посягательств униатов, Лонгин Карпович вместе с некоторыми другими братчиками в январе 1609 года отправляется в Варшаву на заседании сейма. Такое право ему принадлежало как шляхтичу древнего рода. Лонгин Карпович предстает здесь перед нами как активный мирянин, которого в числе других виленцев патриарший экзарх Киевской митрополии Нестор Казменич ставит в пример в своем послании (от 4 января 1609 г.) к пинскому духовенству.
Вернувшись из Варшавы, Лонгин Карпович продолжает свою энергичную деятельность по обороне Православия. В частности, он возглавил после известного проповедника Стефания Зизания издательство Виленского православного братства, в котором в 1610 году выходит знаменитая книга Максима (в монашестве Мелетия) Смотрицкого «Фринос, то есть Плач единой кафолической апостольской Восточной Церкви с изъяснением догматов веры». В книге подробно и обстоятельно опровергаются римско-католические догматические заблуждения, такие как, о верховенстве папы, об исхождении Святого Духа и от Сына, о чистилище, отмечается неправильность употребления опресноков при совершении Евхаристии, на ошибочность причащения мирян под одним видом. Автор дает выразительную картину страшнейшего упадка веры и благочестия в тогдашней папской столице – Риме – и призывает отступников от Православия опомниться и покаяться, вернуться к своей матери (Церкви), которая их родила и воспитала, и отбросить все римские ереси и заблуждения. Книга произвела огромное впечатление, как на православных, так и на врагов Православия, которые обрушили весь свой гнев и ярость на издателей. В Великую Субботу 7 апреля 1610 года в типографии был произведен обыск, во время которого главного типографа и корректора Лонгина Карповича арестовали и, без суда и следствия, бросили в тюрьму. Два года исповедник провел в оковах, его водили с одного суда на другой, переводили из одной тюрьмы в другую, ежедневно подвергали допросам, побоям, издевательствам, принуждая отречься от Православия и перейти в унию, но он непоколебимо отстаивал право народа сохранить родное Православие. На теле святого от оков образовались язвы, следы которых заметны были даже после его праведной кончины.
Не сломив стойкости подвижника, его выпустили из тюрьмы, и он вернулся к своим собратьям, став широко известным, как доблестный исповедник и мученик за веру. Что поспособствовало его освобождению? Есть разные версии. Возможно, то, что к тому времени Сигизмунт III потерпел поражение в Московии и ему нужен был мир в собственной стране. А за Карповича заступались православные магнаты – Воловичи, Хадкевичи, Огиньские… К тому же узник после допросов был уже едва живым…
Лонгин Карпович принимает монашеский постриг с именем Леонтий и, благодаря своему высокому авторитету, вскоре становится во главе Виленского Свято-Духового монастыря в чине архимандрита, учреждая в обители общежительный устав по чину святителя Василия Великого. В своих записках святитель Петр (Могила), митрополит Киевский, говорит, что Леонтий Карпович был «первым начальником общему житию в г. Вильне» (Записки Петра Могилы в Архиве Юго-Зап. России, І, VII, 57—59), и нет сомнения, что Леонтием сочинен «Киновион, или Изображение иноческого общего жития» Виленского церковного братства, напечатанный в Евье в 1618 году.
Собор Свято-Духова мужского монастыря (Вильнюс, Литва).
Иконостас собора.
Ворота Свято-Духова мужского монастыря (Вильнюс, Литва).
Несмотря на подорванное в тюрьме здоровье, архимандрит Леонтий с неизменной энергичностью продолжает свою пастырско-просветительскую деятельность. В братской типографии, которую он по-прежнему возглавляет, издаются новые книги: «Евангелие учительное», Молитвослов, Служебник, Требник, «Вертоград душевный» святогорца Фикары. В последнем издании имеется предисловие архимандрита Леонтия (Карповича). Возглавляя Свято-Духов монастырь и православное братство, архимандрит Леонтий становится еще и ректором братской школы, воспитывая молодежь в духе верности Православию. Он провел реформу братской школы в соответствии с новейшими требованиями: теперь в ней пять классов, «ад iх жа ў трох лацiнская навука чытаецца, у чацвёртым беларуская, у пятым славянская i грэцкая мовы выкладаюцца». А в Минске благодаря отцу Леонтию появляются мужской и женский Петро-Павловские монастыри.
Как и ранее, ему приходится терпеть многочисленные обиды от униатов Свято-Троицкого монастыря, которые (их ученики), пользуясь близким соседством, чуть ли не каждый день бросают в монахов Свято-Духового монастыря камни, пускают стрелы. Во время одного из таких нападений в 1614 году Леонтий едва остался жив: униатский епископ Паисий Аникеевич и печально известный униатский деятель Иосафат Кунцевич, находясь в Свято-Троицком монастыре, стали бросать кирпичи в архимандрита Леонтия и серьезно его ранили.
Согласно сведениям иеромонаха Исайи Трофимовича, архимандрит Леонтий имел обычай «на всяк день Божественную совершати службу», хотя некоторые из братии неприязненно к этому относились. На это подвижник отвечал им: «Как, приближаясь к солнечному свету, видишь на себе пятна грязи, даже если они маленькие, так и причащаясь часто Божественным Тайнам, видишь на себе свои согрешения». Все время, свободное от работы и богослужения, архимандрит Леонтий проводил в келейной молитве. Он настолько любил молитву, что плакал, когда ему приходилось ее прерывать ради земных забот, хоть эти дела и были необходимы для защиты Святой Церкви.
Много сил отдавал Архимандрит Леонтий организации монашеской жизни в родном Свято-Духовом монастыре, который, благодаря именно его усилиям, вскоре стал во главе всех православных монастырей Великого княжества Литовского.
Всем православным виленцам архимандрит Леонтий был известен как боговдохновенный проповедник. Православные считали архимандрита Леонтия по красноречию подобным Златоусту. Его проповеди высоко ценили не только православные, они были буквально «золотыми» и для иезуитов, которые скупали их за золото для сожжения. Именно поэтому из множества его проповедей до нас дошло всего три, причем, такие, в которых нет антиуниатской полемики. Православные считали архимандрита Леонтия подобным Златоусту по красноречию. По словам митрополита Макария (Булгакова), сохранившиеся до наших дней два Слова на Преображение Господне и на Успение Богоматери Леонтия Карповича, обнаруживают в нем «не простого начетчика, какие прежде его являлись у нас нередко, но человека с серьезным образованием, и не только знатока священного писания и святых отцов церкви, но довольно развитого мыслителя и довольно искусного оратора, знакомого с ораторскими приемами».
Виленский проповедник не только сам «обличал и громил» словом проповеди, но и других призывал защищать Православие. Сохранилось его послание на Афон, в котором архимандрит Леонтий просит святогорца Кирилла приехать в Великое княжество Литовское для поддержания Православной Церкви: «Запустевшая и брошенная нами Матерь наша судит нас и осуждает. Что мы за воины, когда все время – на отдыхе, а на страже – никогда… Какой мне толк от уединенной жизни, если она без любви проведена будет? И если матери кто не любит, то кого такой вообще любить может?».
В 1620 году Великое княжество Литовское посещает Иерусалимский патриарх Феофан, который предполагает рукоположить для Православной Церкви митрополита и четырех епископов (к этому году епископов в ВКЛ уже не было). В числе избранных на епископское служение был и архимандрит Леонтий (Карпович), который был наречен епископом Брестским и Владимирским.
Однако тяжкий недуг не позволяет Виленскому архимандриту отправиться в Киев для хиротонии. Предчувствуя близкую кончину, архимандрит Леонтий по настоянию братства посылает к патриарху своего постриженника инока Мелетия Смотрицкого. Пробыв несколько месяцев в Киеве, Смотрицкий возвращается в Вильну в сане архиепископа и уже не застает в живых своего учителя: 24 сентября (по новому стилю – 7 октября) 1620 года он скончался, а тело его остается не погребенным уже шесть недель.
Архиепископ Мелетий совершил отпевание преподобного Леонтия 2 ноября (по новому стилю – 15 ноября) 1620 года. В своем надгробном слове он отметил нетление его честных мощей: «Свидетельством терпеливости этого святого исповедника и мученика служат сами язвы, натертые оковами на этом честном теле, которое, хотя уже шесть недель пребывает мертвым, но, благодатию живущего в нем Пресвятого и Животворящего Духа, остается неповрежденным и не имеющим запаха».
Похвала Мелетия Смотрицкого архимандриту ЛеонтиюКарповичу,
нареченному (номинату) епископом Брестским и Владимирским.
В том же 1620 году в братской типографии Свято-Духова монастыря издается поэма «Лямент у света убогих на жалостное преставление святолюбивого… отца Леонтия Карповича», в которой архимандрит Леонтий описывается как святой подвижник и исповедник Православия.
Почитание преподобного Леонтия как святого угодника имело место не только в Вильне, но и за ее пределами. В 1633 году студенты Киевской духовной коллегии приветствовали святителя Петра (Могилу) с его восшествием на митрополичий престол. В приветственном тексте, посвященном ему, есть такие слова: «Теперь, преосвященный митрополит, пожелай только отправиться до виленских и других мест русского и литовского мира и увидишь, как встретят тебя радостно на пути те, которыми полны были темничные подземелья за пречистую восточную веру, – воистину встретят и покажут своего предводителя в терпении, предшественника в святости, по красноречию подобного Златоусту – Леонтия Карповича, скончавшегося за несколько лет пред сим архимандрита! Увидав нетленные мощи его, увидав ближних, за веру пострадавших, можешь ты убедиться, каким великим делом услужил ты опечаленному народу нашему». Эти слова о нетленности мощей были сказаны уже через 13 лет после праведной кончины архимандрита Леонтия. Преподобномученик Афанасий, игумен Брестский, в своем «Диариуше» также называет архимандрита Леонтия святым: «мещане зась убогие з Люблина, Сокаля, Орши, Пинска, Бельска, Кобрыня, Берестя и з иншщих мест и местечок плачливе ляментуют, жую ж не мают людей з ким бы церквей своих доходити (досмотреть) могли. Нимаш отца и мужа святого Леонтия Карповича, архимандрита Виленского…».
Впоследствии, однако, сложилась неблагоприятная обстановка для почитания архимандрита Леонтия. Если даже мощи святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия пришлось скрыть от униатов в пещеру, где они находились более ста пятидесяти лет, то неудивительно, что имя архимандрита Леонтия (Карповича) было забыто, однако в церковной истории память о нем сохранилась – как о мужественном защитнике Православной веры.
О его жертвенном служении Святой Церкви подробно рассказывает митрополит Макарий (Булгаков) в своей многотомной «Истории Русской Церкви». Имя архимандрита Леонтия упоминается среди других святых архимандритом Леонидом (Кавелиным) в книге «Святая Русь».
4 апреля 2011 года под председательством Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета состоялось заседание Святого Синода. Было принято Постановление Синода о причислении к лику местночтимых святых Белорусской Православной Церкви в чине преподобных архимандрита Виленского Леонтия (Карповича; 1580-1620), самоотверженного защитника Православия в период введения унии. 15 мая 2011 года в Белорусской Православной Церкви состоялась торжественная канонизация святого преподобного Леонтия, Архимандрита Виленского, исповедника. Божественную литургию и чин канонизации в Минском Петро-Павловском соборе возглавил Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.
В наше время, милостью Божией, почитание архимандрита Леонтия возобновилось, и мы с верой и любовью обращаемся к славному подвижнику нашей земли: Преподобный отче Леонтие, исповедниче Православия, моли Бога о нас!
Тропарь преподобному Леонтию,
архимандриту Виленскому, исповеднику, глас 8
Земли Пинския прозябение, края Виленскаго процветение, / Церкве Православныя защитниче,/ ереси латинския златоустый обличителю,/ пастырю добрый и благочестия учителю,/ веры истинныя доблий исповедниче, / преподобне отче Леонтие, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобному Леонтию,
архимандриту Виленскому, исповеднику, глас 8
Православия рачителя и ереси латинския обличителя, / златословеснаго ветию, научающа ясно вере истинней, / и образ дающа терпения в скорбех и напастех, / сего, вернии, в песнех достойных почтим, взывающе: / радуйся, Православия поборниче и твердый исповедниче.
Молитва преподобному Леонтию,
архимандриту Виленскому, исповеднику
О всечестный угодниче Христов, преподобне отче Леонтие, града Пинска прозябéние, обители же Виленския и всея страны нашея похвало и украшение, великий православныя веры ревнителю и учителю, ты от юности твоея Господа зело возлюбил еси и иго Христово со тщанием нося, заповеди Того совершенно исполнил еси. Сего ради мы грешнии величаем тя и прославляем яко истинныя веры твердаго исповедника, святоотеческих преданий вернаго хранителя, Божественных учений златословеснаго проповедника, монашескаго жития устроителя, юных отрокόв в вере православней и благочестии наставника и учителя, святых и душеполезных книг писателя и печатника. О преподобне и богоблаженне отче Леонтие, ты во дни земнаго жития твоего ничесоже искал еси, точию еже волю Божию исполняти и чада паствы твоея управити во спасение, и того ради, ревнуя о Православней Церкви Божией, яко истинный и добрый пастырь, неблазненно обличал еси грехи и невежествия людския, уклонившиеся же от святыя православныя веры в душепагубную ересь латинскую на путь истины наставлял еси. Вéдуще тя христиан православных защитника и поборника, молим тя, отче преподобне: испроси нам у Господа благопотребныя дáры душáм и телесéм нашим: веру правую, спасения надежду несомненную, любовь же ко всем нелицемерную, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство. Якоже во дни пóдвигов твоих земных ты иноков был еси наставник во обители Святаго Духа, тако и ныне сотвори святыми твоими молитвами, да и мы вси благодатию Божиею созиждемся во обитель Святаго Духа, последованием же житию твоему во образ преподобия и правды Христовы преобразимся. Испроси у Господа мир и тишину Церкви Православней и всем православным христианом вéдение чистыя истины, заблуждшия же и от Православия отпадшия к познанию истины призови, неверныя светом Евангелия просвети, грешныя к покаянию приведи и обрати, нам же всем послушание трудолюбное и мирное жительство молитвою твоею дáруй, да терпением течем на предлежащий нам подвиг жития сего временнаго, взирающе на Начальника веры и Совершителя Господа Иисуса, Емуже со Отцем и Святым Духом слава, честь и поклонение подобает во веки веков. Аминь.