im3345От Матфея святое благовествование
( Мф.,II:13-23 )

2.13 Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
2.14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
2.15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
2.16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
2.17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
2.18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
2.19 По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте
2.20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
2.21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
2.22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
2.23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Проповедь Святейшего Патриарха всея Руси Кирилла  на евангельское чтение в воскресение 32-ой неделе по Пятидесятнице.  По Рождестве Христовом

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшний день на языке церковного Устава называется Неделей по Рождестве Христовом. Это первое воскресенье после Рождества Спасителя посвящено воспоминанию о трагическом событии, которое последовало вскоре после пришествия в мир Спасителя. Из Евангелия от Матфея известно, что царь Ирод, напуганный вестью о рождении Младенца, которая принесена была ему восточными мудрецами — волхвами, решил убить в Вифлееме всех младенцев мужского пола младше двух лет отроду. Невинные младенцы были избиты, но среди них не оказалось рожденного Спасителя, потому что Ангел Господень, явившись во сне Иосифу, повелел ему вместе с Марией, взяв Отроча, бежать в Египет. И, как известно, Святое Семейство пробыло в Египте до тех пор, пока не умер Ирод, и только затем вернулось в Палестину (см. Мф. 2).

Как это удивительно: в момент рождения Ангелы Божии благовествуют пастухам, а через них всему миру о том, что явилась слава Божия, и на земле мир, и в человеках благоволение (см. Лк. 2:14), то есть в очах Божиих люди обрели благоволение и им даруется мир через рождение Сына Божия. И тут же, в ответ на эту благую весть, следует избиение младенцев — только ради того, чтобы весть, которую должен был произнести и передать миру Христос, не была услышана. Страдания, скорбь — это то, с чем столкнулась семья Спасителя, Его Пречистая Матерь, Обручник Иосиф; и, конечно, Сам Господь, будучи младенцем, претерпел невзгоды этого долгого путешествия в Египет.

Явление ангелов, поклонение волхвов, явление звезды — казалось бы, род человеческий, который ожидал Спасителя, должен был в этих знаках увидеть пришествие в мир Сына Божия и поклониться Ему, подобно тому, как поклонились волхвы с востока; принять Спасителя, а затем, слушая Его слово, идти за Ним. Но ничего подобного не происходит: лежавший во зле мир продолжает во зле лежать (см. 1 Ин. 5:19). И мы знаем, что не только первые годы жизни Спасителя были омрачены гонениями, но и вся последующая Его жизнь — особенно тогда, когда Он вышел на Свое общественное служение, когда стал говорить то, что должен был сказать. Встречная волна злобы и зависти обрушилась на Спасителя, и мы знаем, что жизнь Его завершилась мученически. Силой Божественной Он воскрес, но это было уже не от человеков, но от Бога; а люди сделали все для того, чтобы умертвить своего Спасителя.

Апостол Павел является удивительно сильным и проникновенным свидетелем о том, что слово Иисуса Христа есть не человеческое слово, но Божественное откровение; и потому каждому, кто сегодня пытается смешать это Божественное слово с человеческими мудрованиями, а через это подвергнуть сомнению святость и непреложность этого слова, мы вместе с апостолом можем сказать, что приняли его и научились не от человека, но через откровение Иисуса Христа. В самом деле, разве источником нашего знания о Спасителе не является Божественное откровение? Кто-то может сказать: «нет, это тексты, написанные в древности; вы их читаете и оттуда получаете знания, и тексты эти ничем не отличаются от других текстов — египетских, вавилонских, индийских». Мы можем ответить всем, кто ставит под сомнение уникальность слова Спасителя, — мы можем ответить им опытом жизни Церкви, в том числе опытом нашей Церкви. Мы как никто другой столкнулись с силами, которые поставили своей целью полностью искоренить слово Божие из сердец и умов людей. На искоренение этого слова была брошена огромная человеческая сила — такая сила, которой не было за всю историю рода человеческого. Никакие языческие империи не противились слову Спасителя так, как та сила, что действовала в нашей стране; и наши мученики, которые остались верны этому слову, по количеству своему превосходят всех остальных мучеников. Может быть, самое ясное и сильное свидетельство того, что мы научены откровением Иисуса Христа, заключается в том, что даже эта человеческая сила оказалась бессильной перед словом Божиим. Те древние тексты, с которыми иногда сравнивают слово Божие, практически исчезли. Вся языческая мудрость великих государств и мощных империй испарилась, она осталась только на страницах учебников, она никого более не волнует. А слово, принесенное Родившимся в Вифлееме, не просто волнует, а меняет человеческую жизнь. И сила этого слова в том, что источником его является Бог.

Но есть и еще одна сила, которая делает это слово непобедимым. Все, что сказал Господь наш Иисус Христос, с легкостью ложится на наши сердца, потому что полностью соответствует внутреннему предрасположению человека. Ибо Бог, в соответствии с этой Божественной, провозглашенной Спасителем истиной, и создал человека, чтобы вложить в его природу тот нравственный строй, ту предрасположенность к восприятию истины, которая и откликается согласием нашего ума и сердца, когда мы слышим это слово.

Но есть и еще нечто более важное. Для того чтобы убедиться в Божественной силе слова Спасителя, нужно попробовать жить в соответствии с этим словом. И тогда мы начинаем обретать внутренний духовный опыт такой пронзительной силы, который преодолевает любую человеческую силу. Иногда людям кажется, что так трудно пойти за Христом, так трудно слушать и исполнять Его слово, но это кажущаяся трудность: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30). И если мы воспринимаем весть, принесенную Спасителем, если мы слагаем в сердце своем Евангельские слова, то обретаем легкое и спасительное бремя, начинаем жить по замыслу Божиему, начинаем жить так, как Бог велел нам жить. И тогда в радости этого бытия, небоподобного бытия, исчезают наши скорби, наши слабости, наши грехи, и мы обретаем способность перенести этот внутренний райский мир в вечность, для того чтобы там пребывать в общении с Богом. Если мы откликаемся на слово Божие, которое является не словом человеческим, не проявлением человеческих знаний, но Божественным откровением, мы открываем себе дорогу не только в жизнь вечную с Богом, но и в пределах этой земной жизни обретаем способность иметь в сердце своем Божие Царство.

Пусть радостное переживание Рождества Христова всем нам поможет укрепиться в вере и радостном следовании всему тому, что Бог во Христе даровал роду человеческому. Аминь.

Тропарь, глас 7
Разруши́л еси́ Кресто́м Твои́м смерть, / отве́рзл еси́ разбо́йнику рай; / мироно́сицам плач преложи́л еси́, / и апо́столом пропове́дати повеле́л еси́, / я́ко воскре́сл еси́, Христе́ Бо́же, / да́руяй ми́рови / ве́лию ми́лость.

Кондак
Не ктому́ держа́ва сме́ртная / возмо́жет держа́ти челове́ки: / Христо́с бо сни́де, сокруша́я и разоря́я си́лы ея́; / связу́ем быва́ет ад, / проро́цы согла́сно ра́дуются, / предста́, глаго́люще, Спас су́щим в ве́ре, / изыди́те, ве́рнии, в воскресе́ние.