От Луки святое благовествование ( Лк.,XVIII:18-27 )
18.18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
18.19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;
18.20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
18.21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.
18.22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
18.23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
18.24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
18.25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
18.26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
18.27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
Проповедь на евангельское чтение в воскресение 35-ой неделе по Пятидесятнице.
«Учителю благии, что сотворив, живот вечный наследую?» – этот вопрос задает Христу не какой-нибудь коварный книжник или лицемер фарисей. Нет, это человек, который почитает Бога и стремится исполнять Его закон. Юноша посвятил себя делам добродетели, он праведен по своей жизни и поведению, но сребролюбив. Чтобы быть совершенным и праведным, ему не достает одного – освободиться от страсти к богатству, единаго еси не докончал(Лк. 18, 21).
Давайте поговорим о сребролюбии, осознаем его вред. По слову Апостола: Сребролюбие есть матерь и корень всех зол, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (2 Тим. 6, 10). Из-за сребролюбия совершилось предательство Христа Иудой.
Святые так говорят о сребролюбцах: Сребролюбие есть корень всех зол, потому что оно производит ненависть, тяжбы, зависть, разлучения, вражду, смятение, жестокосердие, убийство (1 Тим. 6, 10); «Пока не начал собирать богатство – бывает милостив, а явились деньги – и руки сжал» (прп. Иоанн Лествичник); «Страсть сребролюбия обнаруживается у того, кто принимает всегда с радостью, а подает с печалью» (св. Максим Исповедник).
Бог определил одних быть богатыми, а других бедными или сирыми, чтобы богатый стал покровителем бедного и помощником сироты. Как говорится в псалме: Тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник (Пс. 9, 35).
Не богатство или бедность сами по себе спасают или губят человека. Богатство, может быть, дар Божий, который, как и всякий другой дар, может употребляться во благо или во зло, может быть средством спасения или погибели. Так, богатый, если богатство его приобретено не бесчестным, а праведным путем, в земной жизни имеет возможность приобретения сокровищ небесных, ибо за одну чашу воды, поданную во имя Христово, человек удостаивается милости, как обещал Господь (Мф. 10, 42). Если богатые употребляют богатство, данное им Богом, – к насыщению алчущих, одеванию нищих, помощи сирым и немощным, то, по слову апостола, богатые собирают себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни (1 Тим. 6, 19).
Богатые идут по пути, полному соблазнов, а бедных Бог направляет по тесному, скромному. Однако Господь желает, чтобы и те и другие, каждый своим путем, пришли к заветной цели – Царствию Небесному. Богатые – благим и щедрым употреблением своего богатства, бедные – терпением скорбей и недугов без ропота. По сути Божественного промысла возможность спасения для всех одинакова – вкупе богат и убог (Пс. 48,3).
Рассуждая о пагубности сребролюбия, святой Григорий Палама пишет: «Итак, не говорите: ,,Мы в большинстве бедные люди, и зачем ты говоришь против сребролюбия нам, у которых почти ничего нет”. Это я говорю по той причине, что вследствие вожделения денег мы имеем в душе недуг и нуждаемся в излечении его. Если ты говоришь, что не болен этим недугом, то докажи это на деле, не ища освободиться от бедности, но радуясь ей, благодаря Бога, как соделывающего более легкий путь ко спасению».
Благ муж щедря и дая (Пс. 111, 5). Жертвуя бедным от своего избытка, богатый отдает свои излишки и тем самым его избыток в восполнение их недостатка, чтобы и их избыток служил в восполнение его недостатка (2 Кор. 8, 3). Сам Христос называет бедного братом и говорит, что все сделанное для какого-нибудь одного бедного сделано для Самого Христа: Понеже сотвористе единому от сих братии Моих меньших, Мне сотвористе (Мф. 25, 40). Поэтому блажен, разумеваяи на нища и убога (Пс. 40, 1).
Не собирайте себе сокровища на земле, а собирайте себе сокровища на небе (Мф. 6, 19), учит нас Господь.Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся (Мф. 5, 42), ибо имеющий нечто излишнее должен отдать неимущим и через это приобщить себя к сонму спасаемых.
«И если кто потерпел разграбление своего имущества или так или иначе бедствует, пусть, радуясь, благодарит, потому что он богат спасительной нищетой», – утверждает святой Григорий Палама. Бедность будет средством ко спасению, если она переносится со смирением и терпением, без зависти и роптания, с благодарением и покорностью воле Божией, как это было у Иова многострадального, когда он в нищете и болезни благословлял Господа: Господь даде, Господь отъя, буди имя Господне благословенно во веки (Иов. 1, 21).
Любая страсть побеждается воспитанием противоположной ей добродетели. Так, страсть сребролюбия должна побеждаться желанием раздавать, и важно, чтобы это делалось не с огорчением или принуждением, а доброхотно и с радостью. Надо помнить, что, сколько бы мы ни отдавали, наша жертва ничто перед бесценными дарами Святаго Духа, и не деньги наши спасут нас, но одна только милость Божия. И если мы хотим собрать богатую жатву Царствия Божия, то должны сеять щедро, отдавая иногда и последнее, вручая себя в руки Божии, как евангельская вдова, две лепты которой были перед Богом драгоценнее многих даров богачей.
Христос в пустыне был искушаем дьяволом, который предлагал Ему обратить камни в хлеб, чтобы насытиться, но Господь сказал: Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4). Сегодня дьявол продолжает вопрошать и искушать человеческий род – что для нас важнее, спасение души или богатство? Антихрист может обещать покончить с нищетой и голодом, обещать изобилие и комфорт, лишь бы в сердцах людей, исполненных довольством и пресыщением, не нашлось места Богу. Сегодня богатство, которое, как некоторым кажется, может дать силу, успех, независимость, влияние, здоровье, развлечения, – все более становится кумиром людей, золотым тельцом, который предпочитается жизни вечной.
Осуждая страсть сребролюбия, порой порабощающую себе всего человека, а не богатство само по себе, Господь сказал: Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19, 23). Евангелист говорит, что ученики удивились от слов Его. И это удивление понятно, ведь, по воззрениям того времени, богатство было знаком благословения Божия человеку, но между тем Господь объявляет богатство сильным препятствием входу в Царствие Божие. Чтобы объяснить это ученикам, Господь говорит: Дети, трудно надеющимся на богатство войти в Царство Божие, а св. Иоанн Златоуст поясняет: «Христос не богатство порицает, но тех, кто пристрастился к нему, ибо грешному по природе человеку богатство предоставляет много соблазнов и препятствий к исполнению закона Божия». Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Лк. 18, 25).
Не само по себе богатство опасно, а то, что человек на него надеется и ищет в нем все счастье своей земной жизни. Опыт свидетельствует, что богатый скорее, чем бедный, впадет в пороки, так как, имея все средства к исполнению своих желаний, трудно удержаться в добродетели, и легко исполняемое греховное желание закрепляется в душе и усиливается до того, что становится непреодолимой страстью, увлекающей душу в бездну порока. Но мы знаем много примеров богатых людей, которых не погубило богатство. Богат и славен был царь Давыд, но ни богатство, ни слава не препятствовали ему очищать душу постом и молитвою, каяться в своих грехах, смиряясь перед Господом.
Апостолы в волнении и недоумении обращаются к Господу: «Тогда кто же может спастись?» И Господь, успокаивая их, говорит: Человеку это невозможно, но все возможно Богу, то есть милующая и спасительная благодать Божия сильна сделать то, что не может сделать человек своими силами. Поэтому, рассуждая о том, спасется ли тот богатый юноша, который скорбя отошел от Господа, мы можем предполагать, что он с помощью Божией исцелился от страсти сребролюбия, препятствующей его спасению.
В Нагорной проповеди у евангелиста Луки кроме заповедей блаженства есть еще и порицание: Горе вам, богатые! Ибо вы получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо вы взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо вы восплачете и возрыдаете (Лк. 6, 25). Как видим, горе не просто богатым, но при этом еще и пресыщенным, то есть самодовольным, равнодушным к просьбам близких. Так что богатому надо уразуметь, что все земное тленно, вспоминая слова апостола Иакова: Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше огнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровища на последние дни (Иак. 5, 1–3). А премудрый Соломон, видя соблазн богатства, молит Бога: Богатства не давай мне – питай меня хлебом насущным, дабы, пресытившись, я не отрекся от Тебя и не сказал: кто Господь? (Притч. 30, 9).
Но богатство не есть всегда только материальный достаток. Богатство может быть и духовным, и такое богатство может послужить нам в деле спасения. Но надо быть внимательным, чтобы оно не стало предметом для гордости, ведь можно считать себя богатым и добродетелями, а потому достойным уважения и чести перед людьми. И Господь указывает, что, кто не избавится от этого фарисейского самодовольства, тот не войдет в Царство Небесное.
Некоторые подумают: «Чем мы богаты? Это Евангелие к нам не относится». Да, может быть, среди нас мало богатых в такой мере, в какой был богат юноша или тот богатый из Притчи о богатом и Лазаре, но если мы считаем своим богатством, своей собственностью – ум, здоровье, талант, жизнь, и нам так трудно понять, что все это не наше, а Господне, то это Евангелие и о нас. Тот, кто считает все своим, подчас от этого становится успокоенным, равнодушным. Все это закрывает от нас цель и смысл жизни, в которой мы должны встретить Бога и до конца послужить Ему. И печальна участь тех, кто исполнен надежды на земное богатство и обилие своих добродетелей и праведности, кто думает, что он может войти в Божие Царство по каким-то правам. Нет, это Царство не прав и человеческого закона, а Царство милости, куда Господь вводит нас по Своей любви. Только тот придет туда, кто осознает, что у него нет ничего своего, что он ничего не заслужил, что он ни на что не имеет прав. Кто поистине обнищал до конца духом, беспомощен и беззащитен перед Богом, как малый ребенок, и верит только в милосердие Господа, в Его любовь и прощение как единственную надежду на спасение, тому действительно открывается Царство Божие.
Будем же, братие, богатеть в добрых делах, и из того, что мы имеем, будем помогать неимущим милостыней, заботой, добрым словом, дабы Господь благодатию, милостию и человеколюбием сподобил нас удостоиться обетованного Царства Небесного!
Тропарь, глас 2
Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный, / тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́; / егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́, / вся Си́лы Небе́сныя взыва́ху: / Жизнода́вче, Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Кондак
Воскре́сл еси́ от гро́ба, Всеси́льне Спа́се, / и ад, ви́дев чу́до, ужасе́ся, / и ме́ртвии воста́ша; / тварь же ви́дящи сра́дуется Тебе́, / и Ада́м свесели́тся, / и мир, Спа́се мой, воспева́ет Тя при́сно.