Во вторник второй недели по Пасхе (в 2016м году – 10 мая) Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первый после праздника Пасхи. Именно с этого дня по Церковному уставу разрешается по полному чину совершать панихиды. Особенность этого поминовения в том, что к заупокойным песнопениям присоединяются пасхальные. В день Радоницы верующие символично разделяют пасхальную радость о воскресении Спасителя с членами Церкви, уже оставившими этот мир.
Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они востанут из гроба. Могила – это место будущего воскресения, и поэтому мы соблюдаем ее в чистоте и порядке.
Приходя на кладбище к усопшим мы с ним разделяем о радостную весть Воскресения Христова.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой пасхальной недели – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».
«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц ― нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», ― пишет святитель Иоанн Златоуст.
Молитва за усопших ― это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике ― все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего ― долг всякого православного христианина.
В этом году во время поминальной заупокойной службы в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе молились «о упокоении душ усопших рабов Божиих пожарных, спасателей и всех, от катастрофы Чернобыльской до смерти уязвленных». 26 апреля 2016 года исполнились 30 лет трагедии на Чернобыльской АЭС. В связи с тем, что в 2016 году указанное число выпало на Страстную седмицу, когда заупокойные богослужения не совершаются, молитвенное поминовение жертв этой трагедии, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совершалось на Радоницу.
Молитва об усопшем
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.