28 сентября в соборном доме Свято-Духова Кафедрального собора, состоялась очередная лекция посвященная теме грехопадения. Лекцию проводил клирик прихода иерей Дмитрий Нецветаев.
«В ЧЁМ СОГРЕШИЛИ АДАМ И ЕВА?»Для того чтобы понять тему лекции «В чем согрешили Адам и Ева?» надо внимательно посмотреть на библейский текст и попробовать понять, какие заповеди получил Адам, каким видел его Господь, к чему предназначал. «Какие заповеди получили Адам и Ева от Бога?»- так начал свою лекцию о. Дмитрий Нецветаев.
Многие думают, что Адам и Ева получили одну заповедь: не вкушать от древа познания, – вот ее и нарушили. На самом деле заповедей было больше.
Первая из них это была заповедь умножения жизни: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Вторая заповедь, которую получает Адам, это заповедь возделывания земли, заповедь труда: «в поте лица твоего ты будешь возделывать землю». Говоря языком христианства, человек своим трудом должен раскрыть душу и мир для действия в них Благодати. Третья заповедь, которая дается человеку, это заповедь познания: нареки имена животным….
Итак, Бог и мир ожидают от человека священнослужения. Человек должен был принести Богу себя и весь мир как свой (ответный) дар, утвердив тем самым в мире закон жертвенной любви.
И вот человек должен был принять мир не для его эксплуатации и уж тем более не для «покорения природы» — а для служения в нем…Человек не нашел пути, чтобы через дары мира причаститься ко Творцу. Все заповеди Эдема оказались им нарушены. Призванный умножать жизнь — он стал причиной смерти. Призванный к труду — он избрал путь беструдного, магического самообожения. Призванный к познанию — он не распознал искушения. Призванный к благоговейному дистанцированию от святыни — он обошелся с нею кощунственно-властно. И открылись у Евы глаза, «и увидела жена, что дерево хорошо для пищи» (Быт 3:6). Первый человек не смог стать священником, — и мы стали потребителями.
Таким образом, грехопадение – это не просто непослушание, а целый комплекс греховных действий и состояний, среди которых блж. Августин выделял поругание святыни, человекоубийство, духовное любодеяние, татьбу, любостяжание. Центральное место среди них занимает гордость, когда человек предпочитает свои желания всему, в том числе и Божественным становлениям, а значит и Самому Богу.