«С чего начну я оплакивать деяния окаянной моей жизни?» — так начинается Великий покаянный канон Андрея Критского. С этого размышления каждый из нас вступает в Великий пост. Действительно, где же то начало, с которого можно оценить свою жизнь глазами веры. Оценить и исправить. Исправить свои мысли, желания, изменить свое сердце, исцелить свою душу, прокаженную страстями и грехами. Ведь именно этого, Господи Иисусе, Ты требуешь от каждого, верующего в Тебя. Не зря первые слова Твоей земной проповеди и слова проповеди Твоего Предтечи звучат одинаково: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Покайтесь – исправьтесь, изменитесь, очиститесь от всякого лукавства и всякой скверны, приблизьтесь к Богу…
Итак, пусть первой ступенью для размышлений станет первая заповедь Ветхого Завета: «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». Ты, Господи, напоминаешь нам о том, что каждый из живущих на земле – Твое создание. Но Твои создания очень часто бестолковы и непутевы, создания, не желающие знать своего Создателя. Каждый из нас ушел в далекие страны своего «Я». Ушли и забыли о том, что без Тебя – мы прах и пепел. Твоя заповедь напоминает нам о том, что в своей земной жизни каждый из нас должен не только чего-то добиться в окружающем мире, но самое важное, что должно произойти в душе и сердце каждого – это встреча с Тобой. Когда наши сердца встретят Тебя – многое уйдет в небытие, поскольку потеряет свое значение для нас. Не нужны станут прорицатели и гороскопы, не понадобятся предприимчивые диетологи и целители и, конечно же, вовсе станут не нужны тонны макулатуры с сонниками, заговорами и ложными пророчествами. «В моем сердце – место лишь для Тебя, Господи!» — скажут сердца и будут спокойны среди волн житейского моря, зная, что все совершается в мире по Божьей воле…
Второй ступенью для размышлений пусть станет для нас финансовая тема. Задумаемся и на досуге примерно подсчитаем сколько мы вкладываем в свою земную жизнь средств. Сколько вложили в нас наши родители, сколько мы вкладываем в детей и внуков. Сумма получается астрономическая. Возникает другой вопрос: сколько мы вложили в свою душу? Подсчеты удивят многих из нас: практически ничего. Так, иногда забежим свечу в храме зажечь и «стильный» нательный крест для себя приобретем. Вот и получается, что наши души не имеют твердого основания. А дом, построенный без фундамента, рано или поздно рухнет. Фундамент нашей духовной жизни основан на трех книгах, которые должны быть у каждого из нас всю нашу земную жизнь. И не просто лежать на полке. Первая книга – это конечно же Библия. Через нее Бог говорит с нами. Или, хотя бы вторая часть Библии – Новый Завет. Но, на мой личный взгляд, многое теряет человек, не знакомый с книгами Бытия, Экклезиаста, пророка Исаии или книгой Иова. А ведь и остальные книги Ветхого Завета поучительны и назидательны для нас, а примером размышлений над текстами Ветхого Завета является все тот же Великий покаянный канон Андрея Критского: «Я воспроизвел пред тобою, душа, сказание Моисея о бытии мира и затем все Заветное Писание, повествующее о праведных и неправедных; из них ты, душа, подражала последним, а не первым, согрешая пред Богом».
Второй книгой, укрепляющей основу нашей веры, является Молитвослов. Если через Библию Бог говорит с нами, то Молитвослов – это книга, через которую мы говорим с Богом. Беседуем с Ним утром и вечером, перед принятием пищи и благодаря Его за хлеб насущный после. Молимся мы и перед встречей с Ним в Святых Дарах, готовясь к Таинству Причастия и благодарим после принятия Тела и Крови Спасителя. Не знаю, может я и не прав, но всегда одергиваю человека, который говорит: «я читаю молитвы» или «я не вычитал молитвы». Читаем мы газеты и книги. А Молитвослов, хоть и книга, но в нем содержатся молитвы, поэтому «не всегда молюсь», «рассеянно молюсь», «вчера тихо помолился Богу утром и вечером». Очень часто приходится повторять то, что Молитвослов – не набор обязательных молитв. Речь идет о качестве молитвы. Слышат ли наши сердца Бога, можно ли говорить о Богообщении души со своим Создателем…
Третьей книгой, закладывающей основы веры, является «Закон Божий». Эта книга обличает нас, когда мы говорим: «вот, я не знаком со своей верой» или «вот меня, как и всех нас, не учили». В духовной жизни человек призван как нигде больше к самообразованию. В «Законе Божьем» кратко излагается библейская история, даются разъяснения молитв, церковных праздников, устройства храма и православного богослужения.
Итак – три книги. Возвращаясь к финансовой теме не сложно заметить, что начальное вложение средств в свою душу намного меньше тех вложений, которые мы вкладываем в земные нужды и заботы. Книга «Закона Божия» постепенно подводит нас к следующей ступени размышлений. Это размышление о роли и значении храма и в целом Церкви для конкретного человека…
Одним из самых опасных заблуждений для нашего спасенья является утверждение о том, что достаточно верить в душе. Священное Писание обличает такую «веру»: «ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2:19). Итак – просто верить мало. Например, Бог знает, что есть сотворенные Им люди, Он знает, что Он же изгнал их из рая за нераскаянность их сердец. Вроде бы можно и забыть: пусть живут, жертвы возносят, исправляются, если исправятся. Но такой «бог» — не Бог Библии. Господь Сам возвращает людям спасение: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Применяя эти слова к себе, человек понимает, что и он должен возлюбить Бога также… Больше своей жизни… Одним из проявлений этой любви является воцерковление человека, его участие в общей молитве. Порознь, по одиночке зло легко раздавит каждого из нас. Ведь согрешаем и падаем мы если не ежеминутно, то ежечасно. Когда же в храме склоняем свои сердца и преклоняем колени пред Господом, то не властно зло поглотить наши души: «Мы согрешили, жили беззаконно, неправо поступали пред Тобою, не сохранили, не исполнили, что Ты заповедал нам; но не оставь нас до конца, Боже отцов» …
Автор: иерей Георгий Курьян