И подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми
крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
(Мк. 8: 34 – 9: 1)
Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.
Церковь выставляет, в середине Четыредесятницы, верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Поклонение Кресту продолжается и на четвертой неделе поста – до пятницы, и потому вся четвертая неделя называется крестопоклонною.
«Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота церкви, крест – царей держава, крест – укрепление верующих, крест – ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» – говорится в одной из стихир праздника.
Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю – обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он – щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он – печать, для того, чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание (Исх. 12, 12, 29). Он – лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной.
Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но образ, как символ Христа. Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф.24, 30), разумеется Крест. Поэтому и Ангел воскресения говорил женам: «Иисуса ищите Назарянина, распятого» (1 Кор. 1, 23). Хотя много христов и иисусов, но один – Распятый. Он не сказал: «пронзенного копьем», но: «распятого». Поэтому должно поклоняться знамению Христа. Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы такое случилось, не должно поклоняться. Итак, всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Нему Самому.
Преподобный Иоанн Дамаскин,
Точное изложение православной веры кн. 4
Проповедь Митрополита Антония Сурожского в Крестопоклонную неделю Великого поста.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Перед Своим распятием Христос сказал Своим ученикам: «Я вам дал пример — последуйте ему». И в сегодняшнем Евангелии Он нам говорит: «Если кто хочет Мне последовать, пусть отвергнется себя, возьмет свой крест и идет за Мной».
Отвержение себя — это первое, что нам надлежит совершить. Мы живем, как идолопоклонники, служа себе, поклоняясь себе. Это происходит от глупой нашей гордыни, когда мы восхищаемся тем, что мы собой представляем: умом, сердцем, всеми свойствами, которые были нам от Бога даны, и которые мы должны бы только с радостью нести — но гордиться ими не можем. И мы все сводим к тому, что мы стоим в центре: вот это свое «я», горделивое и жадное, надо отвергнуть, надо от себя оттолкнуть и сдвинуть с того места в центре жизни, где должен стоять только Бог, и поклониться Ему Единому.
Если мы этого не сделаем, как ни тяжела была бы жизнь, которая, как распинающий крест, ложится на наши плечи, она для нас не будет крестом спасения, а только удручающей тяжестью, новым поводом опять сосредоточиться на себе, основанием заколебаться в доверии к Богу. Только если мы сумеем себя поставить на надлежащее место: того, кто Богу Единому поклоняется и кто по Его примеру — как раб купленный, говорит церковная песнь — служит ближнему, сможем мы сделать следующий шаг. Только тогда все, что нас так тяжело удручает, станет крестом нашего спасения; не тем крестом, который принужден был нести разбойник, справедливо отвечая за неправедную жизнь, а тем крестом, который понес Спаситель, участвуя вместе с нами в нашем горе греховном. И если мы так, отвергнувшись себя, возьмем на свои плечи всю тяготу своей жизни, и благоговейно, трепетно и любовно возьмем на себя тяготу чужой жизни, тогда можем мы последовать за Христом туда, куда Он идет: в Царство взаимной милостивой любви.
Пусть нас Господь вразумит в том, что значит «кто душу свою хочет уберечь, тот ее потеряет». Тот, кто всячески окружит себя защитами, заботливостью, тот, кто всю свою жизнь построит вокруг себя — потеряет жизнь, и душу, и вечность свою. Только тот, кто согласится ради Бога и ради ближнего, ради Царствия Божия и правды его все потерять вплоть до самого себя — тот может обрести жизнь и войти в то Царство, куда предшественником вошел Христос. Да вразумит нас Господь в умах наших, в сердцах наших, да даст нам Господь волю пробужденную и мужество, без которых нам в Царство Божие не пройти, потому что Царство Божие силой берется. Аминь.