От Иоанна святое благовествование
( Ин.,V:1-15 )
5.1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
5.2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
5.3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
5.4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
5.5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
5.6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
5.7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
5.8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
5.9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
5.10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
5.11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
5.12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?
5.13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
5.14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
5.15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
Проповедь митрополита Антония Сурожского в 4-ую неделю по Пасхе
Во имя Отца и Сына и Свитого Духа.
Мы снова слышим так нам хорошо известное Евангелие об исцелении расслабленного; и хочется снова и снова обратить и свое, и ваше внимание на вопрос, поставленный Христом: хочешь ли ты быть здрав?.. Казалось бы, нет другого ответа, кроме того, который был дан расслабленным: конечно, Господи, хочу!
Но так ли это? Не так давно пришел ко мне больной человек, который плакался над своей болезнью, над тяжестью жизни, плакался над ответственностью, которую жизнь накладывает на каждого своими требованиями. И в течение этого разговора я этого человека спросил: «А хотели бы вы избыть нашу болезнь, так, чтобы но осталось никакой телесной немощи, и у вас была бы возможность изо всех сил, со всей ответственностью войти, вступить в жизнь?» И этот человек не только не задумался, но как бы даже криком мне ответил: НЕТ! – и потом сам удивился: как мог вырваться такой нелепый, безумный ответ прямо из души? И когда я поставил этот вопрос, и мы над ним задумались, ответ был таков: болезнь, немощь, бессилие, которые так явны всем, являются для меня единственным спасением от ответственности, от необходимости жить твердо, смело, действенно.
Поэтому вопрос Христов, обращенный к расслабленному, не так просто и не так легко каждому из нас решить; в каждом из нас есть некоторая доля слепоты, расслабленности, мы хромаем, как говорит Исаия пророк, на оба колена – сколько у нас есть такого, что подходит под общее заглавие “немощи”, что значит: не могу, бессилия, что значит: нет у меня сил на это, и что нас спасает от жизни ответственной, жизни творческой. Каждый из нас пусть задумается над этим вопросом.
Расслабленный долго лежал в этих притворах, все надеялся, что с ним совершится какое-то чудо извне. Мы тоже на это надеемся так часто; но чуда мы ожидаем всегда двоякого: не только чтобы нам дано было исцеление, но чтобы вместе с исцелением ушли из нашей жизни все трудности, все страхи, все задачи, чтобы жизнь стала легкой и чтобы по этой легкой жизни мы могли ступать без страха, без забот. Нам кажется порой, что человек мог бы нас от всего освободить, все нам дать – и этого не бывает. И остается нам только обратиться ко Христу, к Нему лично, ни к кому другому, – и сказать: Господи! я хочу взять жизнь на плечи, как берут крест, как берут трудную и ответственную задачу; я готов жизнью поплатиться за то, чтобы жить от всего сердца, от всего ума, всей крепостью и всей немощью своей… И тогда Христос на нас возложит, как дар, эту тяжесть жизни и нам даст силу этой жизнью жить.
Поэтому каждый из нас да задумается: не прячусь ли я, лично, за немощью, за бессилием, за тем, что “не могу” и “невозможно”, и “нет сил”, тогда как нет мужества, нет вдохновения, нет веры в жизнь? И обратимся мы тогда не за чудом, чтобы все стало хорошо, а за тем, чтобы крепость влилась в наши члены, в нашу душу, в наш ум, в нашу волю, во все наше естество, и чтобы мы могли вместе со Христом поднять тяжесть земной жизни и пронести ее, т.е. все, что составляет нашу жизнь, каждого человека, каждое событие, до Царства Божия. Аминь.