В Великий Пост в Православной Церкви богослужение особенное. По субботам совершается Литургия свт. Иоанна Златоуста, по воскресным дням – свт. Василия Великого, по средам и пятницам – Литургия Преждеосвященных Даров. В остальные дни Литургии не положено, кроме возможных престольных торжеств и немногих других праздников.
Литургию Преждеосвященных Даров можно, не преувеличивая, назвать сердцевиной или центром Великопостных Богослужений. В некоторых старинных рукописных служебниках она называется «Литургией Великой Четыредесятницы». И, действительно, она является самым характерным Богослужением этого священного периода года.
Название этой Службы раскрывает нам саму ее сущность: она является именно Литургией «Даров Преждеосвященных». Этим она отличается от Литургии св. Василия Великого и Литургии св. Иоанна Златоуста, на которых совершается Евхаристия – приношение и освящение Даров. Во время «Литургии Великой Четыредесятницы» нам предлагаются Святые Дары «Преждеосвященные», то есть уже заранее освященные в воскресенье. Другими словами Литургия Преждеосвященных Даров – это, в сущности, не «Литургия» в том смысле, как бывают обычные Литургии, а особый чин Причащения. А все священнодействия – пение, молитвы – только подготовка к Причащению.
Чтобы понять причины возникновения чина приобщения Преждеосвященными Святыми Дарами, надо обратиться к его истории.
Святая Церковь совершает Литургию Преждеосвященных Даров с самых первых времен христианства. Она современна самому Великому Посту Святой Четыредесятницы, или яснее сказать, она современна самим апостолам. «Сия тайноводственная служба, говорит Константинопольский патриарх XII века Михаил Анхиали, необходимо сопутствовала проповеди апостольской и утвердилась вместе с преданием Великого Поста». Приведем еще важные слова свт. Софрония, патриарха Иерусалимского, жившего в VI веке: «Апостолы слагали молитвы Божественного священнодействия тайн, приспособляясь к свойствам народов, к обстоятельствам времени. В молитвах и возглашениях они отличались друг от друга, но порядок совершения Тайн все соблюдали неизменно, так как он передан Самим Господом нашим Иисусом Христом. После богоглаголивых апостолов некоторые из божественных Отцов, каждый сам по себе слагали молитвы, и целое чинопоследование Литургии. Таковы славный во святых Епифаний, и Великий Василий, и божественный Златоуст. И ныне (VI в. по Р.Х.) более прочих совершаются Литургии свтт. Василия Великого и Иоанна Златоуста и Преждеосвященных Даров, которую в Церкви Иерусалимской связывали с именем апостола Иакова, брата Господня, либо с именем первоверховного апостола Петра». В Египетской Церкви она была известна под авторством евангелиста Марка.
Таким образом, изложенное свидетельство ясно указывает, что Литургия Преждеосвященных Даров составлена первоначально святыми апостолами, по научению самого Господа Иисуса Христа. Что касается до приведения ее в тот вид и состав, в каком она ныне совершается у нас, то над этим потрудились свтт. Афанасий Великий, Василий Великий, Герман Константинопольский и Григорий Великий, епископ Римский, который распространил литургические обычаи Востока на Западе и упорядочил их. После XVI в. имя свт. Григория закрепилось прочно за чином Божественной Литургии Преждеосвященных Даров.
Важно также отметить, ради каких причин установлена эта Божественная Литургия. Главная причина заключается в христианском представлении о Литургии как о духовном торжестве несовместимом со строгостью хранения поста и «печалью ради Бога» (2 Кор. 7:10). В общих чертах, здесь выражается и применяется один из основных принципов православного богослужения: совершение Евхаристии несовместимо с постом. В Православии совершение Евхаристии всегда праздник и радость. Это прежде всего таинство явления Христа, Его присутствия среди Своих учеников и поэтому самое реальное празднование Его Воскресения. И так велика эта радость, что в первохристианской Церкви день Евхаристии не был простым днем, но Днем Господним, днем уже вне времени, так как в Евхаристии уже предвосхищается Царство Небесное . Древние христиане, по словам свт. Иоанна Златоуста, верили, что «на каждой Литургии Пасха совершается».
Братья и сестры! Казалось бы, духовная радость Евхаристии настолько чиста и высока, но, заметим с вами, Святая Церковь лишает нас и ее, дабы мы могли предаться полным сердцем святой печали о своих грехах. Если это так, если даже радость Святой Евхаристии отстраняется Церковью во дни поста и покаяния, то чем нам извинить себя, когда мы во время Великого Поста предаемся удовольствиям не высоким, а иногда и преступным? Едва эту первую седмицу мы проведем несколько построже, понравственнее, а затем прочие дни и недели поста идут точно также, как и до поста, только разве наблюдаем одну перемену пищи. В круговороте житейской суеты мы забудем, что идет Великий Пост.
Когда у нас случится какая-нибудь скорбь, скончается ли кто-нибудь из наших близких, мы строго выдерживаем известное время: сорок дней ходим в черном, удаляемся шумных и веселых сообществ, скорбим и сетуем, плачем и горюем, и всем рассказываем про наш траур. А когда пришло время скорбеть и оплакивать, по словам святых отцов, «своего собственного мертвеца» – то есть умерщвленную грехом нашу душу, то мы не знаем, как бы поскорее отделаться от этой скорби; мы не знаем, какими бы удовольствиями заглушить ее .
Так бывает, потому что зачастую мы не видим больное состояние собственной души, то есть мы и не начинали дело покаяния. По словам свт. Николая Сербского: «Покаяние есть именно неожиданное видение своей проказы и вопль о лекарстве и враче. Когда темноволосый человек долго не смотрит на себя в зеркало, затем неожиданно встанет перед ним – а он весь седой! Так и не покаявшийся грешник долго думает и утверждает, что его душа здорова и безгрешна, пока однажды у него неожиданно не прорежется духовное зрение и он не увидит, что душа его вся в проказе». Но как увидеть свою душевную проказу? Ответ простой – только с Божией помощью, но в ответ на наше искреннее желание.