1u_hristian

Праздники бывают разные. Радостные и слегка грустные, светские и церковные. Со светскими праздниками все более-менее ясно. Особенно с празднованием Нового Года. Если бы человек остановился и задумался о том, что же праздничного в новогодних гуляниях, то, рано или поздно, он остановил бы себя на мысли о том, что ничего праздничного в этом торжестве нет. Астрономическая дата отсчета времени. Да, еще начало нового года напоминает нам о том, что нами прожит очередной год жизни и время нашего земного бытия сократилось ровно на год. Только отсутствие веры в душе и сердце человека не позволяет ему осознать эту простую истину. Современный человек живет тихо, сыто и спокойно. Добавим к этому наследие атеистического прошлого, современную проповедь «полной свободы» человека от норм этики и морали. В земной суете человек ищет что угодно и живет с чем угодно. Лишь иногда, в подсознании, появляется слово «Бог». Но это слово очень скоро исчезает из сердца среди очередных земных забот, проблем и нестроений. И так – из года – в год, из десятилетия – в десятилетие. Груз земных проблем превращает сердце и разум человека в авгиевы конюшни страстей и грехов. Нет спокойствия. Нет мира в душе с окружающим миром. Отчаяние, уныние и злоба начинают править свой бал, увлекая человека в погибель. Мрачный танец жизни и гнетущее предчувствие смерти, которая остановит безумие земной пляски – вот вся суть большинства светских торжеств.

Однако мир, лежащий во зле, просвещает Свет Христов. Каждый год, в ожидании праздника праздников и торжества из торжеств – Пасхи Господней, Церковь Христова призывает каждого из нас к покаянию перед Богом и исправлением нашей жизни, наших дел, желаний и мыслей. Празднику Пасхи предшествует время Великого Поста. Сорок дней поста, в течение которых каждый христианин обязан потрудиться над самим собой. Над чем стоит трудиться напоминают подготовительные недели к Великому Посту. Чистота сердца и души достигается отсутствием высокомерия и высокоумия по отношению к окружающим нас людям, смирением своего «Я» перед Создателем. Подобно блудному сыну из евангельской притчи человек должен прийти в себя и возвратиться к своему Небесному Отцу. Как напоминание о том, что завершение земной жизни – главный экзамен человека перед Богом, Церковь подводит нас к предстоящему Страшному Суду, а перед вступлением в Великий Пост вспоминает Адамово изгнание и причину, по которой прародители рода человеческого были изгнаны из рая: гордыня, лишившая Адама и Еву возможности признать свой грех и испросить у Бога прощения за совершенный грех. По сей день самое сложное для каждого из нас – признать свою неправоту и попросить прощения.

Итак, впереди дни Великого Поста. Снова и снова услышим мы слова Великого покаянного канона Андрея Критского, с радостью вступим в первое воскресенье Великого Поста – Неделю Торжества Православия. День за днем, неделя за неделей. Встретим мы Господа, входящего в Иерусалим, а затем наши сердца вновь сопереживут Крестные Страдания нашего Господа и Бога Иисуса Христа.

Не будем забывать, братия и сестры, что пост – это не просто время отказа от определенной пищи. Пост – это время внутреннего благоустройства души человека. Телесный пост дан нам в помощь к духовному посту: не только чрево нужно обуздывать, но и наш язык, наши мысли и желания, наши поступки. Что же касается пищи, то пост соблюдать необходимо в силу возраста, здоровья и желания, и не в коем случае не доводить себя до такого состояния, что на праздник Святой Пасхи человек до храма дойти не может от изнеможения.

Главное в эти дни – никакой духовной лени. Никогда не раскрывал молитвослова – начни молиться, не знаком со Священным Писанием – прочитай за время поста Новый Завет. И не просто прочитай, но прочитанное – примени к своему сердцу. Никогда не ходил в храм, никогда не исповедовался – подготовься к исповеди, приступи к Святому Причастию Тела и Крови нашего Спасителя. Считаешь себя верующим, но в храм ходишь лишь иногда стань прихожанином храма. Шаг за шагом, день за днем приближайся к Богу. Тогда мы увидим, что Он дает каждому из нас очередной шанс очистить сердце от всякой нечистоты и скверны. Бог, через Свою Церковь, призывает нас к Себе. Потрудимся же сами над собой, исправим отношение к своему «Я» и окружающим нас, смирим себя перед Господом силой великопостной молитвы Ефрема Сирина: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

 

КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА

 

1. Святая Четыредесятница

• Чистый понедельник, начало Великого поста – 27 февраля.

• В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 27 февраля – 2 марта) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия – 5 марта.

Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского (Солунского) (†1359 г.) – 12 марта.

Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная (Мк.8:34–9:1) – 19 марта.

Неделя 4-я Великого поста. Преп. Иоанна Лествичника (VI в.) – 26 марта.

• Мариино стояние (чтение Великого канона свт. Андрея Критского, пол­но­стью, с чтением жития преп. Марии Египетской) – 30 марта, четверг (реально совершается накануне – 29 марта, в среду вечером!).

• Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста – 1 апреля. Это един­ствен­ный акафист, предусмотренный церковным Уставом; причём его пение совершается также только один раз в году – в субботу пятой седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером – 31 марта).

Неделя 5-я Великого поста. Преп. Марии Египетской (VI в.) – 2 апреля.

• Седмица 6-я Великого поста, иначе – «седмица вáий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») – 3 апреля – 8 апреля.

• В пятницу седмицы вáий, 7 апреля – окончание Святой четыредеся́тницы, то есть Сорокадневного поста («душеполéзную совершив Че­ты­ре­де­ся́тницу…», – поётся за вечерним богослужением).

• Лазарева суббота. Воспоминание воскрешения Иисусом Христом пра­ведного Лазаря (Ин.11:1-45) – 8 апреля.

Неделя 6-я, Неде́ля ва́ий («пальмовых ветвей»), иначе – Неделя «цве­тоносная», Ве́рбное воскресе́нье (Ин.12:1-18), Вход Госпо́день в Иерусали́м – 9 апреля.

 

 

2. Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа

(10 апреля – 15 апреля)
Великий Понедельник (10 апреля). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт.37.); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Мф.21:18–43; 24:3–35).

Великий Вторник (11 апреля). Притчи: о десяти девах и талантах; про­рочество о Страшном суде (Мф.24:36-26:2).

Великая Среда (12 апреля). Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Мф.26:6-16).
Последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе в этот день все стараются принять участие в Таинстве Покаяния (Исповеди).

Великий Четверг (13 апреля). Воспоминание Тайной Вечери и уста­нов­ле­ние Таинства Евхаристии. Все православные христиане стараются причаститьсяСвятых Христовых Таин.
В кафедральных соборах, в конце Литургии, совершается Чин умовения ног (архиерей умывает ноги двенадцати сослужителям).
Вечером чтение 12-ти «Страстных Евангелий».
Патриарх совершает освящение мира.

Великая Пятница (14 апреля) Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа Аримафейского.
День великой скорби и строгого поста (Устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, согласно узаконенной традиции, здоровые люди воздерживаются от пищи до окончания выноса Плащаницы).
Литургия (Бескровная Жертва) в этот день не служится, потому что Жертва принесена на Голгофе (единственное исключение – в случае совпадения Страстной Пятницы с праздником Благовещения).
Утром – чтение Великих (Царских) Часов.
В середине дня (обычно в 14 часов) совершается Чин выноса Плащаницы.
Вечером (обычно в 18 часов) совершается Чин Погребения.

Великая Суббота (15 апреля) Пребывание Господа телом во гробе, со­шествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом.
Утром совершается Литургия Светлой Субботы, после которой, по традиции, освящается праздничная трапеза (по Уставу, это освящение совершается в Пасхальную ночь, после Литургии и освящения артоса).

 

 

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА – 16 апреля

Светлая седмица, сплошная (17 апреля – 22 апреля).

пост