Первая неделя после дня Пасхи называется Светлой Седмицей. Это время, когда церковные богослужения носят особенно торжественный характер, не совершаются покаянные молитвословия, отменяются даже заупокойные молитвы. Все богослужения Светлой Седмицы непрестанно напоминают верующим о радости светлого Христова Воскресения. После первой пасхальной седмицы праздничный период продолжается, однако церковный устав уже предписывает нам совершать молитвы об усопших. Днем первого такого поминовения в пасхальный период и является день Радоницы.
Почему мы молимся об умерших? От неверующих людей можно услышать утверждение о том, что молитва о наших усопших ближних не нужна, так как они уже закончили свой земной путь, и поэтому не нуждаются в молитвенной помощи. Но христиане знают, что заупокойная молитва не только возможна, но и крайне необходима, причем не только нашим усопшим сродникам, но и нам самим.
Священное Писание говорит нам, что у Бога нет мертвых но все у него живы (Мф. 22: 31 — 32). Что означают эти слова? Человек имеет нет только смертное тело, но и бессмертную душу. Во время смерти происходит разлучение души и тела. Тело человека истлевает и исчезает в земле, но никуда не исчезает бессмертная душа.
Земная жизнь — это время постоянной изменчивости. Изменяется все, и мы сами тоже. Когда-то мы впадаем в грехи и меняемся в худшую сторону. Но у нас есть возможность принести Богу покаяние и измениться к лучшему. Это постоянное стремление преодолевать дурные изменения и меняться к лучшему и составляет повседневный духовный труд христианина. Однако с окончанием земной жизни человека оканчивается и возможность что-то изменить в себе. Если на земле человек смог очистить свою душу и украсить ее добродетелями, то в таком состоянии его душа и входит в вечность. Но мы немощны и часто бывает так, что человек переступает порог вечности, так и не очистив себя искренним покаянием. Такой человек, воочию убедившись в реальном существовании духовного мира и вечной жизни, осознает и свое духовное состояние, но сделать уже ничего не может.
Однако милостивый Господь и здесь не оставляет человека. В Евангелии мы видим, как неоднократно Господь Иисус Христос исцеляет и помогает одним людям по молитве других. Так, например, в Евангелии от Марка рассказывается о том, как Иисус исцелил расслабленного человека, который не был в состоянии даже просто попросить Его о помощи (Мк. 2: 1-12). Но он получил исцеление по молитве и вере своих четверых друзей, которые и принесли его прямо на его одре болезни к Иисусу. Расслабленный получил исцеление, но не по своей вере и молитве, а по вере и просьбам своих близких. Это говорит нам о том, что и за умерших людей, которые сами уже не могут принести покаяние в содеянных ими в земной жизни грехах, можем молиться мы — живущие на земле. Мы веруем, что по нашей усердной молитве Бог дарует милость и прощение нашим усопшим близким.
Радоница — это еще и напоминание нам самим о том, что наша земная жизнь — это краткий и ответственный путь, от которого зависит наша будущая вечная жизнь. Молитвы о наших усопших близких подвигают нас относиться к своей жизни ответственно, избегать грехов и стремиться к добродетелям.
На Радоницу, как и в другие поминальные дни, принято посещать могилы наших усопших близких. Особенно много людей стремится соблюсти эту традицию сегодня. Но нередко на кладбищах мы можем наблюдать картину, не соответствующую святости места христианского погребения. Многие люди, не знающие сути христианского поминовения, организуют на могилах своих почивших родственников трапезу. Этот языческий обычай не имеет ничего общего с православными традициями.
В Священном Писании тело человека называется храмом Святого Духа, поэтому верующие люди благоговейно относятся к телам усопших, а кладбища являются святыми местами. Могилы христиан принято украшать надгробным крестом. Когда мы посещаем кладбище, правильным поминовением является молитвенное поминовение. Верующие возжигают лампады над местом погребения своих близких, совершают молитвенный чин заупокойной литии. Некоторые приглашают священника для служения панихиды — особого заупокойного богослужения. Это является правильным поведением, соответствующим святости места. Вместе с тем следует помнить, что Радоница — не единственный день особого поминовения усопших. В течение всего года в церковном календаре присутствуют и другие поминальные дни, также в каждый субботний день положено совершать заупокойные молитвословия, а в составе ежедневного утреннего молитвенного правила, которое совершает каждый христианин, присутствуют молитвы и о живых, и об усопших.